Недавно ПАО "Русгидро" подало иск на Кыргызстан в Гаагский суд. Компания требует возместить ей 37 миллионов долларов, вложенных в строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС.
В 2012 году была достигнута договоренность о том, что "Русгидро" построит ВНК ГЭС. Тогда планировалось возвести четыре станции общей мощностью 238 мегаватт, стоимость проекта оценили в 727 миллионов долларов. Однако из-за экономических проблем в России соглашение было расторгнуто, важнейший проект так и не реализовали.
Редакция Sputnik Кыргызстан решила вспомнить, какие еще мегапроекты так и остались на бумаге или же только начали реализовываться.
Камбар-Атинские ГЭС
Было запланировано строительство трех Камбар-Атинских ГЭС (КАГЭС). Проектные работы, кстати, начались еще в 1970-х. Возведение КАГЭС-2 стартовало в 1986 году, но в 1990-х работы приостановили из-за отсутствия средств. Возобновили их в 2007-м, спустя три года был установлен один агрегат. Начались переговоры об установке второго. Третий можно будет установить только после ввода в эксплуатацию Камбар-Атинской ГЭС-1, планируемая мощность которой составит более 1 800 мегаватт. Однако первая и третья станции так не были построены. Проект КАГЭС-1, стоимость которого превышала три миллиарда долларов, не реализовали из-за отсутствия средств у инвестора.
Отметим, что проекты КАГЭС-1 и ВНК вызывали недовольство стран-соседей, которые указывали на возможные экологические проблемы, а также высокую сейсмичность региона. Предыдущий президент Узбекистана Ислам Каримов не раз заявлял об угрозе региональных конфликтов из-за водных ресурсов. Нынешний же глава государства Шавкат Мирзиёев в прошлом году сказал, что РУз согласна участвовать в строительстве Камбар-Атинских ГЭС.
Завод минеральных удобрений в Таш-Кумыре
Ранее сообщалось о проектной мощности завода в 300-500 тысяч тонн удобрений и стоимости от 300 до 600 миллионов долларов. В последние несколько лет разговоры о проекте утихли.
ТЭС на угольном месторождении Кара-Кече
Инициатива строительства Кара-Кечинской теплоэлектростанции поднималась в 2005–2007 годах, но развития не получила. Плюс заключался в том, что страна перестала бы зависеть только от гидроэнергетики. В 2016-м был объявлен конкурс на реализацию комплексного проекта, включавшего разработку месторождения общим запасом 556 миллионов тонн, строительство железной дороги Балыкчи — Кочкор — Кара-Кече (183 километра) и возведение ТЭС "Кара-Кече" (1 200 мегаватт). Однако конкурс не состоялся из-за отсутствия заявок. Для сравнения: тепловая электростанция могла быть равна по мощности Токтогульской ГЭС.
Против ее строительства выступали экологи, которые заявляли, что во всем мире ТЭС закрывают или переводят на экологически чистое топливо. Проект "завис", сейчас обсуждается возможное изменение его условий. К переговорам с потенциальными инвесторами власти готовы.
Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан
Однако в ходе обсуждения проекта выяснилось несколько принципиальных вопросов. Так, стоимость кыргызского участка составила, по минимальным оценкам, 1,34 миллиарда долларов. Варианты, предполагавшие, что КР расплатится своими месторождениями, были отвергнуты кыргызской стороной. Второй вопрос связан с шириной железнодорожной колеи. В Китае используется международный стандарт — 1 435 миллиметров, а в Кыргызстане еще советский — 1 520 миллиметров.
В начале 2015 года переговоры возобновились и началась разработка ТЭО, но вопрос обсуждается до сих пор. Минувшим летом на саммите ШОС президент Сооронбай Жээнбеков сказал, что КР заинтересована в скорейшем запуске проекта.
Цементный завод в Кемине
Как сообщили в Госкомитете промышленности, энергетики и недропользования, китайским инвесторам необходимо выполнить требования законодательства. Также надо привлечь международную экологическую компанию для проведения технического исследования о влиянии цементного производства на подстанцию "Кемин".
Ферросплавный завод в Таш-Кумыре
Общая стоимость проекта составляет 270 миллионов долларов. Поскольку правительство КР и казахстанское предприятие до сих пор не пришли к консенсусу по вопросам об условиях его реализации, строительство завода приостановлено. В октября этого года была образована рабочая группа по дальнейшему продвижению проекта.