Кодекс КР о нарушениях вступил в силу меньше двух недель назад, но уже стал поводом для серьезных дебатов среди граждан. Это понятно: одни только штрафы за плевки оказались в числе самых обсуждаемых тем последней недели. Согласно новому закону, нарушителю придется выложить 5,5 тысячи сомов. На бурное негодование общественности отреагировал премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев — он предложил пересмотреть сумму.
Президент Сооронбай Жээнбеков пообещал, что размеры некоторых других штрафов рассмотрят правительство и парламент. Он, кстати, подчеркнул, что ни одна реформа не обходится без погрешностей.
Как правильно трактовать положения нового кодекса и почему он вызвал слишком много споров, выяснял корреспондент Sputnik Кыргызстан.
Кто будет наказывать за нарушения?
Помните мужчину, который показательно плюнул в сторону Жогорку Кенеша? Его задержали, установили личность и даже доставили в Бишкек из иссык-кульского села. Правда, наказать нарушителя пока не получается: чтобы взыскать штраф, требуется постановление комиссии, которую еще не создали.
Главный вопрос к авторам кодекса: кто займется фиксацией нарушений, составлением протоколов и выпиской штрафов?
Обратимся к статье 313 "Участники производства о нарушении". Состав комиссии, которой предстоит рассматривать дела о нарушениях, определяется органом МСУ, а затем утверждается местным кенешем.
Так, столичная мэрия разработала проект соответствующего положения и направила его на рассмотрение в Бишкекский горкенеш. Утверждать проект будут во второй половине января, и до тех пор муниципалитет не правомочен наказывать нарушителей.
Новый закон не устанавливает практические механизмы работы, считает директор единого правового центра "Вигенс" Владимир Плужник. По его словам, никто не будет заниматься протоколами о нарушениях на должном уровне, а значит, статьи кодекса могут остаться неисполняемыми.
"Кодекс о нарушениях не дает нам конкретики. Те же плевки… Где определение, что это такое? Где указано, чем и как нельзя плевать? Это как Конституция: ее одной недостаточно, нужно "прописать" под нее законы", — уверен Плужник.
Что будет, если пьяный водитель откажется от экспертизы?
Получается, пьяному водителю проще отказаться от экспертизы? Вовсе нет. Как объяснила Sputnik член рабочей группы по мониторингу внедрения законодательства в судебной сфере Ирина Летова, отказавшимся от освидетельствования придется уплатить оба штрафа — по первому и третьему пунктам статьи.
"Если вы отказываетесь от освидетельствования, это автоматически означает, что вы пьяны. Кроме 5,5 тысячи сомов за отказ вам выпишут штраф и за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Следовательно, сесть за руль вы не сможете", — отметила эксперт.
Между тем в органах исполнительной власти заявили, что механизм действий автоинспекторов не прописан, как и возможность штрафовать водителей по обоим пунктам статьи. МВД уже направило свои дополнения в Жогорку Кенеш.
Теперь можно превышать скорость?
"Превышение скорости менее чем на 20 километров в час тоже наказуемо, однако тут в действие вступает статья 127 "Нарушение иных требований Правил дорожного движения". За ее неисполнение предусмотрен штраф в тысячу сомов", — подчеркнул юрист.
Однако у представителей исполнительной власти возникли вопросы к этой части закона. По их мнению, статья о нарушении ПДД предусматривает наказание лишь за превышение скорости более чем на 20 и 40 километров в час. Член рабочей группы Ирина Летова сообщила, что скоро в кодекс внесут необходимые поправки.
А если я не согласен с решением комиссии?
Владимир Плужник обращает внимание граждан на третий пункт статьи 333 "Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы в суд".
"Решение суда является окончательным — обжаловать его в вышестоящей инстанции нельзя", — уточнил он.
К чему приведет разница в штрафах?
В Кодексе о нарушениях есть значительные изъяны, уверен Плужник.
"Разница между штрафами за нарушение ПДД для физических и юридических лиц велика. Это может привести к тому, что компании будут переоформлять авто на граждан, чтобы избежать крупных штрафов и уйти в тень", — отметил юрист.
Он считает, что новый документ практически полностью дублирует прежний Кодекс об административной ответственности, — отличаются лишь размеры выплат за нарушения.
Кто проследит за тонировкой стекол авто?
По словам Плужника, такой механизм "неработоспособен".
"Принцип здесь тот же, что и в случае с наркологической экспертизой, но вряд ли сотрудники уполномоченного органа будут стоять на дорогах с автоинспекторами", — заявил он.
Снижение штрафов и поощрения — чего не хватает в кодексе
Некоторые замечания к новому закону высказал и депутат ЖК Дастан Бекешев на своей странице в Facebook. Он предложил пересмотреть размеры штрафов.
"Предлагаю снизить размер некоторых штрафов, за неиспользование автомобильного ремня сначала выносить предупреждение, а во второй раз штрафовать. Еще предлагаю такую норму: если штраф уплачивается в течение семи дней, он сокращается наполовину. Это касается только нарушений ПДД, за исключением вождения в нетрезвом состоянии", — написал Бекешев.
"Предлагаю выплачивать до 10 процентов от суммы штрафа, если гражданин предоставит фото или видео нарушения Правил дорожного движения", — добавил парламентарий.
Он отметил, что в случае реализации этой инициативы правительству предстоит разработать порядок выплаты вознаграждения и создать мобильное приложение.
Кого первым оштрафуют за плевок в Кыргызстане, следите в нашей текстовой трансляции.