Вы знали, что в нашей стране живет человек, которому довелось подняться на высочайшую вершину Земли? Дмитрий Греков пока единственный кыргызстанец, покоривший Эверест.
— Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дал вам с товарищами 180 тысяч долларов, чтобы вы поднялись на Эверест. Расскажите об этом подробнее.
— В годы СССР Кыргызстан и Казахстан входили в единый военный округ. Я работал в центральном спортивном клубе тренером по альпинизму. Когда Союз развалился, остался там. Через несколько лет наша группа стала готовиться к экспедиции на Манаслу — восьмой по высоте восьмитысячник мира.
Как раз в том году праздновали 150-летие акына Абая, и наш руководитель предложил посвятить массовое восхождение этому событию. Шеф находился в хороших отношениях с Назарбаевым, а президенту тогда было лет 60, он занимался спортом и вел довольно активный образ жизни. Предложение покорить пик высотой 4010 метров воспринял с радостью, и перед нашей командой встала задача организовать этот процесс.
Кстати, узбекистанцы тоже подняли свой флаг на Джомолунгму, а вот флага Кыргызстана там пока нет. Но думаю, рано или поздно он появится.
— Вы поднимались на Эверест со стороны Непала, верно?
— Да. Это довольно интересная страна, немного похожая на нашу. Природа там тоже очень красивая, только внизу тропики, а наверху снежные горы. Но кыргызстанские ландшафты во многом уникальны, например, здесь можно увидеть такие же горы, как в Патагонии, а в других странах — только вершины определенного типа. Еще один преимуществом КР по сравнению с тем же Непалом является меньшая численность населения и туристов. В некоторых местах, поднявшись в горы, можно встретить чабана только через пять дней похода.
— Расскажите о своем туристическом агентстве.
— После восхождения на Эверест я почувствовал, что в жизни надо что-то менять. Приехав из Казахстана в Бишкек, мы с женой не знали, что будем делать. Я — тренер, супруга — математик, но идти преподавать в школу не хотелось. Мы хорошо умеем лазать по горам и решили сделать ставку на это. Открыли компанию Aksay, потому что "выросли" на одноименном леднике — там оттачивали все альпинистские навыки.
— Как заработали первую прибыль на этом поприще?
— Первый доход мы получили, когда отправили туристов в Узбекистан. Дело в том, что в Кыргызстане после обретения независимости обмен валюты стал делом обычным, а в Узбекистане это было преступлением. Мы каждую неделю возили в соседнюю республику около пяти комфортабельных микроавбусов с туристами, на границе они меняли доллары на сумы и с мешком денег ехали в Ташкент. Там они могли позволить себе очень многое: по узбекским меркам 100 долларов и сегодня большие деньги, а 15 лет назад это было целое состояние. Сказать, что клиенты были довольны — не сказать ничего. Но после того как в Узбекистане произошел теракт, границу закрыли, и нам пришлось искать другие способы заработка.
— Кто ваши нынешние клиенты?
— Это туристы из России, Украины, Грузии, Японии. Кстати, жители Страны восходящего солнца в течение жизни откладывают часть заработанных средств на специальные счета — эти деньги нельзя подарить, передать кому-то или потратить на значительное приобретение. На них можно только путешествовать, и после выхода на пенсию японцам не остается ничего другого, кроме как ездить по миру.
В туристическом бизнесе много программ — для альпинистов, треккеров и другие. В последнее время иностранцы часто выбирают тур "Великий шелковый путь". На всем его протяжении по территории определенной страны путешественников курирует местная компания. Когда туристы переходят границу, за ними "присматривает" уже другая фирма.
— Что привлекает туристов в Кыргызстане?
— Самобытность, чистота, неизведанные дороги. Однако есть и то, что их отталкивает. Иностранцы хотят комфорта, хотят жить в хороших гостиницах, ходить в приличные туалеты, принимать душ. Они нам все уши прожужжали о юртах с душем, которые начали ставить в Монголии. Местные юрты туристам нравятся, но отсутствие туалета и душа их огорчает.
— Расскажите о самых больших неудачах в своем бизнесе.
— Прошлым летом в горах упал вертолет, который мы брали в аренду. Часть суммы надо вернуть, а это приличные траты. У нас в стране есть еще один вертолет, но по закону им нельзя пользоваться, так как воздушное судно не может эксплуатироваться больше 25 лет. Борт рабочий, однако простаивает.
Мы планируем приобрести вертолет для своей компании. Это дорого — примерно 15 миллионов долларов, но на вторичном рынке обойдется вдвое дешевле.
— Позвольте банальный вопрос. Что нужно сделать, чтобы повысить доходность туристической отрасли?
— У нас есть все, кроме инфраструктуры, к тому же турфирмы душат налогами. Могу привести в пример Турцию. Еще пару десятков лет назад это была довольно посредственная страна, но власти стали развивать туризм, отменив налоги для турсектора на 10 лет. Люди начали строить гостиницы, дороги, украшать города. Они окупили все вложения и даже заработали, а по истечении срока договора перешли на классическую схему налогообложения.