Первым советским фильмом о воинах-интернационалистах стал "Афганский излом". Он был снят непосредственно после вывода войск. Режиссер Владимир Бортко взялся за афганскую тему после экранизации "Собачьего сердца". Главную роль в "Афганском изломе" сыграл итальянский актер Микеле Плачидо, известный всему СССР по роли комиссара Каттани из сериала "Спрут". Корреспондент Sputnik попросил Владимира Бортко раскрыть нюансы появления фильма на свет.
"Что мы тут делаем?"
По словам режиссера, работа над лентой началась на самом излете военных действий.
"Время было очень непростое, — вспоминает Владимир Бортко. — Время, когда все старое в нашей стране закончилось, а нового не появилось. Подходила к концу война в Афганистане. Что мы о ней знали? По телевизору показывали, как солдаты там хлеб раздают и деревья сажают…"
"Я захотел снять про это фильм. Мне даже сделали вызов в Афганистан, и я полетел туда, чтобы увидеть все своими глазами. Первое, что подумал, сойдя с трапа самолета, глядя на пыль и нищету: "Что мы тут делаем?". Меня обуревали неприятные эмоции… Впоследствии я сильно пересмотрел свои позиции по этому поводу", — признается режиссер.
Что делал комиссар Каттани в советском Душанбе?
Международная суперзвезда того времени Микеле Плачидо, конечно же, появился в фильме не просто так. Дело в том, что картину снимали вместе с итальянцами.
"Денег в нашей стране тогда не было, зато мы были очень любимы на Западе, поскольку рушили свое государство, — вспоминает Бортко. — Итальянцы решили помочь нам деньгами, а совместное производство подразумевает ряд условий. В частности, надо было пригласить как минимум одного итальянского актера. Я выбрал Микеле Плачидо. Его знал весь Советский Союз, так как недавно по телевидению показали сериал "Спрут".
Так получилось, что именно во время съемок "Афганского излома" в феврале 1990 года в Душанбе начались массовые волнения. Бортко называет их "народным восстанием". Одного из членов съемочной группы, администратора Никиту Матросова, во время беспорядков убили. Было принято решение эвакуировать всю группу. Киношников погрузили в военный самолет и переправили в Ташкент.
"Эвакуация проходила в оцеплении солдат. Нас провожала многотысячная толпа агрессивных людей с ножами и другим оружием. Солдаты стреляли поверх толпы трассирующими очередями, просто чтобы сдержать напор… В Ташкенте мои ребята наконец вздохнули спокойно и начали сушить штаны", — рассказывает режиссер.
Для Микеле Плачидо это, конечно, был экстрим.
"До начала съемок он абсолютно ничего не знал о войне, — говорит Бортко. — Жил себе в Италии, ходил в свою тратторию. А в СССР вдруг увидел войну, стрельбу, почувствовал смертельную опасность. Это были не шутки, все было очень серьезно".
Любовь и гордость
В следующем году съемки продолжились — съемочная группа отправилась в Туркменистан и Сирию. Когда же фильм был закончен, выяснилось, что показывать его негде: Советский Союз рухнул и увлек за собой всю систему кинопроката.
"Зрители ушли из кинотеатров в подвалы и вагончики с видеомагнитофонами, где им показывали порнуху, — отмечает режиссер. — И хотя у этого фильма была очень непростая судьба, я люблю "Афганский излом" и горжусь им".
Парадоксально, но лента, снятая с полным неприятием войны, сейчас производит обратный эффект.
"Да, война это всегда кровь, мерзость и грязь, а кино получилось такое, какое есть. Это антивоенный фильм с авторским отношением к войне как к кошмару. Воевали наши ребята хорошо. Я был в Афганистане, я ими гордился. Думал, что парни прекрасные, но занимаются не тем, чем надо. Сейчас я понимаю, что они-то как раз честно и доблестно выполняли свой долг", — резюмирует Бортко.