Британская вещательная корпорация Би-би-си запустила серию просветительских роликов о 2039 годе. В них в доступной форме объясняется, как человечество (по крайней мере, в развитых странах, к которым, по мнению МВФ и ООН, относится и Россия) будет жить 20 лет спустя, пишет колумнист РИА Новости.
Свадеб скорее всего не будет: распространившееся гражданское партнерство сделает свадебный ритуал "таким же архаизмом, как прошлогодние смарт-часы". Впрочем, секс и отношения тоже виртуализируются, так что свадьбы при желании можно будет играть хоть ежедневно — в Колизее, на Багамах, на Луне, на дне Марианской впадины. Опять же, на вопрос "чьи дети" ответить будет сложнее, чем сейчас, поскольку дети будут иметь не по два, а по три, четыре и больше биологических родителя.
Но и это еще не все. Среди жителей таких домов-коммун будут активно действовать покойники. Развившийся до невероятности искусственный интеллект научится моделировать "на основе соцсетей" усопших родственников, которые смогут выглядеть как при жизни, шутить как при жизни и, возможно, давать советы. Разумеется, значительная часть общения с ними (как и вообще в жизни) будет проходить в виртуальных пространствах, где живые граждане смогут посидеть со своими мертвыми дедушками на концерте мертвого Дэвида Боуи и вообще отлично провести время, а затем вместе пойти на обед.
Кстати, об обедах. Есть придется не совсем то же, что сейчас. Мясо-молочный скот испускает в атмосферу многовато углекислоты (отчего теплеет климат), а потребление зерновых в Великобритании, скажем, падает из-за нежелания "поколения миллениалов" мыть посуду после овсянки. Поэтому завтракать спустя 20 лет будут, вероятно, продуктами из насекомых — сверчков, кузнечиков, саранчи, заедая их гидропоникой, вешенками, соевой похлебкой и искусственно выращенными отдельно от коров стейками.
...Если отбросить обычную футурологическую риторику о том, что прогресс вот-вот обеспечит нас роботами-слугами, научится заменять нам пропитую печень, приделает бионические органы лучше настоящих и соорудит наконец виртуальную реальность убедительнее настоящей (может быть, оно и не за горами, но пока всего этого нет), то по-настоящему реалистично во всех этих прогнозах следующее.
Главным универсальным материалом, из которого строится светлое будущее, становится сам человек. Вернее, его восприятие.
Это там, в восприятии, соевая похлебка и сверчковая паста без всяких виртуальностей превращаются в модные деликатесы. Это в нем экономная коммуналка становится домом будущего, где так удобно ухаживать за престарелыми (близкими и дальними). Это там стремление к собственности и власти над индивидуальным пространством (личным или семейным) объявляется пережитком.
Что важно: это не киберпанк. Этот процесс можно было бы назвать киберпанком, если бы виртуальность шла впереди социальных изменений. То есть если бы сначала были выстроены виртуальные дворцы для каждого, а затем переселившиеся туда граждане сами решили бы сэкономить на материальном мире, удовлетворившись койкой в общаге и VR-костюмом с пыльным шлемом. Если бы сначала появились таблетки или добавки, превращающие сверчковую пасту во рту в запеченного фазана, а затем началась бы кампания против животноводства и мясоедения.
Но все происходит несколько в ином порядке. Впереди идет все более мощная — с Бейонсе, ювалями харари и Би-би-си во главе — волна агитпропа, предписывающего современникам "быт будущего", удивительным образом отвечающий интересам снижения социальных издержек элит на массы. И только за ним, по задумке, поспеет собственно прогресс.
Совсем идеально — чтобы массы потребляли что-нибудь себестоимостью 10 долларов по цене в тысячу и гордились бы тем, что их благосостояние растет, поскольку в прошлом году им удавалось заработать и потратить всего 950 долларов.
Если рискованно обобщать, то все, что можно назвать реальным индивидуализмом (свой дом, свой супруг, свои дети, свой клочок земли и свой капитал), всемерно вытесняется из жизни гражданина передовой страны. Все материальные, ощутимые формы обладания, какие только возможны, — дискредитируются.
А вот то, что можно назвать индивидуализмом воображаемым, напротив, расцветает. Поскольку трактовать свою жизнь в общагах (коливингах), езду в общественном транспорте и поедание сублимировнной хавки можно теперь не просто не роняя самооценки, но даже гордясь своей суперсовременностью. И уже сегодня не является "фантастикой" ситуация, когда пользователь одной копеечной программы с высоты своей потребительской элитности смеется над пользователем другой, столь же копеечной, ведь он отдал за нее больше.
...Я не специалист, но, кажется, уже сегодня нам следует начать думать, как увернуться от такого светлого будущего.