Первым значимым объектом, который Николай Удовиченко посетил в Бишкеке, стал дом-музей Чингиза Айтматова. О том, в каких еще местах и городах Кыргызстана планирует побывать посол, в каких направлениях он будет вести работу, а также о том, что ему понравилось в Бишкеке, читайте в нашем интервью.
— При вас случился первый государственный визит президента России Владимира Путина в Кыргызстан. Каким образом Россия будет следить за исполнением договоренностей и какова в этом роль посла?
— По итогам визита президента в другую страну в России всегда готовятся отдельные поручения, а ведомства начинают их активно реализовывать. Мы следим за реализацией соглашений, помогаем партнерам состыковываться, где нужно, и, если где-то какие-то сбои намечаются, подсказываем вышестоящим инстанциям, что им желательно сделать, чтобы добиться реализации всех соглашений и договоренностей.
— Кроме прочего, визит Владимира Путина ознаменовался для обычных кыргызстанцев его фразой "Салам, аскер" и тем, что наш президент Сооронбай Жээнбеков подарил ему коня и собаку. Как их перевезли в Россию или они пока находятся в Кыргызстане?
— Я могу раскрыть эту тайну. Обычно набор подарков не согласовывается, и в этом случае они стали большой неожиданностью для нашей стороны. Тайган Шерхан уже доставлен в Россию, а что касается переправки коня, то вопрос будет решаться по линии заинтересованных ведомств с учетом деликатности транспортировки. Рано или поздно он решится.
— То есть пока конь на территории Кыргызстана?
— На данный момент, как я понимаю, да.
— Когда вы впервые прибыли сюда?
— 27 февраля 2019 года я прилетел в Бишкек и сразу активно включился в работу, потому что через два дня начала работать межправительственная российско-кыргызская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству. В конце марта Владимир Путин совершил госвизит — для любого посла это большая честь, большой вызов в контексте реализации этого визита и последующей реализации договоренностей. Я рад, что, едва успев приехать, сразу включился в такую активную политическую жизнь.
— До начала дипмиссии в Кыргызстане вы пять лет занимали должность посла в Нигерии. Вы жили там с супругой?
— Да. Дети у нас уже взрослые, живут своей жизнью. Мы с супругой как начали жить вдвоем с нашей самой первой командировки, так и продолжаем. Сюда тоже прибыли вместе.
— Насколько было сложно пять лет жить в Нигерии? Мы знаем, что там часто происходили перевороты, захватывали власть, при этом гибло много людей.
— Я бы сказал, это эксклюзивная страна на Африканском контенте, с мощнейшим потенциалом. Там проживают 180 миллионов человек, 300 этносов, есть большое деление по религиозному принципу. Там не совсем подходящий человеку со светлой кожей климат. Внутренняя политическая ситуация иногда была непростой. Происходят пиратские нападения, похищения людей, есть и другие проблемы, поэтому со всем этим в период командировки приходилось сталкиваться, но, к счастью, обошлось достаточно безболезненно — кроме нескольких случаев малярии, крупных проблем не возникало. Я доволен этим опытом.
По объему ВВП экономика Нигерии сопоставима с экономикой Южно-Африканской Республики, то есть у нее одна из крупнейших экономик Африки. Очень много аспектов во взаимоотношениях народов, но интересно, что в целом Африка уходит от системы переворотов, нездоровой конфликтности и идет по пути толерантности, религиозной терпимости, хотя здесь еще много вызовов и проблем.
— Какие задачи в Кыргызстане вы видите для себя первоочередными? Возможно, это изучение культуры, традиций, обычаев страны, чтобы быстрее влиться и понять менталитет местного населения?
Приходится действовать во всех направлениях одновременно. Планирую в апреле поехать на Иссык-Куль на мероприятие, связанное с юбилеем Николая Михайловича Пржевальского. Рассчитываю встретиться с руководством Иссык-Кульской, Ошской, Баткенской, Джалал-Абадской областей. Поеду и в Ош. Планов много.
На этот год намечен очень активный политический диалог — встречи глав государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, мероприятие по линии Организации Договора о коллективной безопасности, тоже на уровне президентов.
Работы много, будем искать время между этими событиями, чтобы знакомиться со страной и встречаться с людьми.
— Что в Кыргызстане произвело на вас самое большое впечатление?
— Заметил готовность к взаимодействию со стороны официальных структур, начиная от СМИ и заканчивая администрацией президента. В связи с госвизитом Владимира Путина я несколько дней активно сотрудничал со многими инстанциями, и работа с их стороны велась на хорошем профессиональном уровне. Мне это очень понравилось.
Если говорить о быте, это солнце, хороший воздух, идущий с гор. Хоть я мясо не особо люблю, но вижу здесь изобилие мяса хорошего качества. Молочная продукция, фрукты — много чего понравилось. Мне нравятся бешбармак, манты, чебуреки. Это я с удовольствием заказываю в заведениях. Удалось погулять в выходные по центру Бишкека. Отметил, как спокойно ведут себя люди: открытые, доброжелательные.
— Понятно, что у вас много задач на этот год и мало свободного времени. Супруга, наверное, больше знакомится с местным климатом, культурой. Что она говорит вам дома?
— Ошибочно думать, что посол работает, а супруга отдыхает. На некоторые мероприятия мы должны являться вместе, у нее много хозяйственных дел, до которых не доходят мои руки.
А вообще, она разделяет мое мнение. Вот как раз она больше любит мясо, чем я. У нее позитивные впечатления. Мы успели сходить в дом-музей Айтматова, на разные выставки, в театр.
— Знаю, что вы владеете венгерским и английским языками. Планировали приступить к изучению кыргызского или уже что-то выучили?
— Мен кыргызча уйрономун (я учусь кыргызскому). Конечно, буду заниматься кыргызским языком. Думаю, через год-другой на бытовом уровне уже что-то получится.
— На днях вы побывали в Кыргызско-Российском Славянском университете (КРСУ). Этот вуз очень востребован у абитуриентов Кыргызстана, но его материально-техническая база оставляет желать лучшего. Как российская сторона намерена развивать и модернизировать его?
Дискуссия на форуме ректоров, который прошел накануне визита президента Путина, подтолкнула многих глав университетов к активным поискам взаимодействия с российскими вузами. Даже встал вопрос об открытии филиала Московского государственного университета. Вопрос взял под контроль Сооронбай Жээнбеков.
В целом речь идет и о расширении приема на обучение, развитии системы взаимного обмена преподавателями и студентами. Рассматривается вопрос направления сюда 30 российских педагогов, чтобы они преподавали в Бишкеке три месяца или полгода. Их мы обеспечим едой, проживанием, создадим условия для работы. В дальнейшем распространим такую практику в регионах Кыргызстана. В этом году проект будет работать только в столице.
Плюс недавно завершился отбор студентов на обучение в российских вузах на основе грантов нашего правительства. Мы отобрали 370 лучших студентов из 2 500. Будем расширять эту квоту, предоставлять больше мест. Важно, когда талантливые, способные студенты получают возможность обучиться в России востребованным специальностям и вернуться в Кыргызстан, чтобы делиться знаниями на родине.
— С чем у вас ассоциируется наша страна?
— Если на политическом уровне, то это эгемендуулук Кыргызстан (независимый Кыргызстан). Если на бытовом, то это Иссык-Куль, Чингиз Айтматов, горы, открытые и доброжелательные люди — все готовы к взаимодействию, не важно, знают ли они, кем я здесь работаю, — для них я просто гражданин, который говорит по-русски.
— Что вы можете сказать об уровне свободы слова в Кыргызстане?
— О проблемах тут говорят открыто. Думаю, это позитивный момент, когда люди и журналисты действительно говорят, что думают, поэтому я очень высоко оцениваю уровень свободы слова.
— Можно пару слов о вашей семье?
— Да, супруга у меня юрист, окончила Московский государственный университет, правда, по специальности ей пришлось работать немного. Мы сразу после окончания университета уехали в командировку в Венгрию. Сын родился там же в 1986-м, через два года родилась дочь. Сын — адвокат, партнер одной из московских юридических контор. Дочь работает в сфере логистики. Пока один внук. Вот мой семейный состав.
— По кому больше всего скучаете вдали от родины?
— По детям прежде всего, а по внуку особенно. Мы очень скучаем. При первой же возможности видимся, но теперь можно общаться по видеосвязи, это хоть как-то притупляет боль от отсутствия прямого общения.