Александр Хроленко, военный обозреватель — для Sputnik
В Ереване 9-11 апреля проходит 50-е заседание Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств — участников СНГ. На этом представительном форуме специалисты противовоздушной обороны попытались заглянуть в будущее, которое обещает максимально роботизированные вооруженные конфликты, и проанализировали сирийский опыт борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
Вместе с общими проблемами применения и противодействия БПЛА каждая из стран — участниц форума в Армении имеет свои особенности, опыт и взгляды на развитие подобных технологий. Это позволяет выйти за рамки сирийского опыта, найти конструктивные или парадоксальные решения в сфере технологий и на стыке партнерских интересов.
Делегации военных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также предприятий военно-промышленного комплекса СНГ на 50-м заседании Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств — участников СНГ определили приоритеты развития средств ПВО с учетом сирийского боевого опыта и ряда других факторов и наметили мероприятия оперативной подготовки Объединенной системы ПВО.
Вернемся к растущему рою беспилотников, значительно осложняющих задачи войсковой (объектовой) противовоздушной обороны.
Ударные возможности
БПЛА в военных целях применяются не первый год, однако заметный качественный скачок произошел в Сирии, где террористы перешли к тактике массированного использования ударных беспилотников кустарного производства. Сбитые и захваченные (принудительно приземленные) образцы демонстрировали в Москве минувшей осенью.
В арсенале террористов сегодня сотни разведывательных и ударных дронов-самоделок. Сборочные цехи обнаруживали в Сирии и Ираке. Каждая группировка ежемесячно расходует на комплектующие БПЛА тысячи долларов, ведь в "рабочий набор" входят десятки дорогостоящих элементов, включая камеры GoPro и пластиковую взрывчатку. Не случайно Минобороны США со своим огромным бюджетом экстренно запросило у конгресса дополнительные средства на борьбу с угрозами беспилотной авиации террористов.
Ранее американские СМИ сообщали, что российские войска в Сирии уже несколько недель блокируют сигналы спутниковой навигации GPS американских беспилотников и это существенно сказывается на операциях ВС США. По данным источников, помехи создаются для относительно небольших дронов-разведчиков и средства для наведения помех способны преодолевать защиту от глушилок.
Подавление и обновление
Вооруженные силы России оснащаются новыми многофункциональными комплексами БПЛА, способными решать разведывательные и ударные задачи. Так, в составе 201-й российской военной базы в Таджикистане формируется батальон беспилотной авиации. Роты малой и ближней дальности вооружат беспилотными комплексами "Орлан-10", "Леер-3", "Гранат", "Тахион", "Элерон". Отряд большой дальности получит БПЛА "Форпост". 201-я база уже располагает новейшими средствами радиоэлектронной борьбы с беспилотниками противника.
Волей судьбы Армения имеет самое непосредственное отношение к войне беспилотников и гонке вооружений в этой высокотехнологичной сфере, располагает значительным опытом использования и противодействия БПЛА. В зоне карабахского конфликта используются армянские и азербайджанские беспилотники различного предназначения, включая ударные. За последние 10 лет здесь сбили 22 беспилотника ВС Азербайджана. Недавно армянская армия приняла на вооружение ударные беспилотники типа "Крунк".
На фоне террористических угроз начали производить БПЛА в Узбекистане, вместе с тем в республике значительно ужесточили наказание за несанкционированное использование беспилотников — до 10 лет тюремного заключения.
Дроны активно используются на военных полигонах Казахстана. Кстати, группа быстрого реагирования военной полиции в начале апреля перехватила квадрокоптер, пролетавший над зданием Министерства обороны Казахстана. Сегодня в республике эксплуатация БПЛА строго регламентирована законом, предусмотрена обязательная регистрация беспилотников гражданского назначения массой свыше 1,5 килограмма. Недавно Казахстан и Беларусь договорились о совместном производстве БПЛА.
Технологии стремительно развиваются. Два примера из дальнего зарубежья. Израильский дрон Rotem в сложенном виде имеет всего 97 сантиметров в длину, 18 в ширину и 13 — в высоту. С его помощью операторы могут следить за целью, проводить разведку, а также провести моментальное уничтожение цели путем удара (тарана).
Американский стратегический беспилотник RQ-4A Global Hawk способен вести длительную разведку на высоте около 16 километров. Впрочем, афганские талибы и йеменские хуситы научились сбивать с земли "эталонные" беспилотники американского производства авиационными ракетами советского производства Р-73 на недосягаемых, вроде бы, высотах. Технологическая гонка продолжается.