Успех проходящего 25-27 апреля в Пекине форума "Один пояс — один путь" стал очевиден уже в день его открытия, судя по тому, кто приехал на встречу и какие острые, конфликтные ситуации глобального масштаба стоят за участием этих людей.
Иначе и быть не может, поскольку "Пояс и путь" — это попытка множества государств выстроить систему партнерства с самой большой экономикой мира (США по паритету покупательной способности валют давно уже на втором месте), и у каждой страны тут своя история. Партнерство это хотя и начиналось с чисто экономических вопросов, сегодня не может не быть политическим проектом. Вот к этому фактическому столкновению американского и китайского мира в итоге все и пришло. Форумы же (любые) интересны не сами по себе, а тем, как проявляются на них подобные глобальные схватки.
Сюжет первый, касающийся приезда в Пекин российского президента Владимира Путина. Он может быть обозначен фразой "Большое евразийское партнерство", поскольку именно об этом шла речь в интервью Путина китайскому ресурсу "Жэньминь жибао" накануне визита.
Дело в том, что российско-китайских проектов, имеющих отношение к "Поясу и пути", много. Это и Северный морской путь, по которому уже начались поставки в КНР нашего газа, и экономический коридор Китай — Монголия — Россия, и еще десятки других. Однако стратегический смысл происходящего в том, что России "Пояс и путь" нужен как направление развития не только национальной экономики, но и экономики ее партнеров по евразийскому пространству.
Проще говоря, всем должно быть хорошо. Не может быть такого, чтобы одна Россия (или другое государство) получала выгоды от сотрудничества, а прочие остались в стороне. А вот как конкретно это сделать, как увязать в единой стратегии множество проектов — серьезная работа, которая только начинается.
Если вы строите какие-то портовые сооружения, дороги или новые системы связи (а "Пояс и путь" направлен в основном на подобные проекты), то неизбежен вопрос о политическом влиянии тех, кто в этом занят и кто потом будет пользоваться данными сооружениями. Тут у нас возникает второй сюжет под названием "Похищение Европы".
Вспомним недавнюю сенсацию, когда новое — евроскептическое — правительство Италии подписало с Китаем рамочное политическое соглашение о присоединении к "Поясу и пути" и к нему еще целый пакет соглашений более конкретных. Тогда можно было услышать заявления, что это единственное европейское государство, решившееся на такой шаг.
Но документы у всех разные, и здесь проявляется тонкость ситуации с "Поясом и путем". Это довольно расплывчатый проект, он не требует каких-то одинаковых для всех соглашений — клятв о вступлении и тем более блоковой дисциплины после подписания таковых. "Пояс и путь" — что-то вроде общего направления движения, и никто не требует разрыва с прежними партнерами, чтобы обрести новых.
А вот и третий сюжет вокруг форума, и его надо снабдить заголовком "Где долговая ловушка?". Суть в том, что американцы предупреждают об опасности "Пояса и пути", поскольку если Китай в рамках своего проекта дает вам кредиты на их выполнение, вы якобы попадаете в недопустимую зависимость от него.
Бороться с такой по-детски простой идеей можно в целом — и на форуме в Пекине это делается. Вот общая статистика по Африке: в 2018 году континент был должен на 36 процентов МВФ и Всемирному банку, а Китаю — только на 1,8 процента. Кто расставляет ловушки? И может быть, за мягкими и долгосрочными займами Пекина идут как раз для того, чтобы избежать другой западни?
Так или иначе, возможные китайские инвестиции в "Пояс и путь" на обозримый период оцениваются в триллион долларов, а США, борющиеся с КНР за влияние в мире, способны выделить на соответствующие кредиты, возможно, 60 миллиардов. Разница есть, не говоря уже о том, что Китай, в отличие от Запада и его финансистов, подчеркнуто никого не учит правильной политике, государственному устройству или ценностям.
Но есть и более локальные ситуации вокруг "долговой ловушки". Несколько стран, от которых накануне пекинского форума ожидали заявления, что они выходят из партнерства, потому что Пекин загнал их в долги, — это Малайзия и Пакистан, а также Мальдивы и Шри-Ланка. Соответствующая работа с ними велась, главное же было в том, что во всех перечисленных случаях к власти пришли новые люди, и они пообещали начать с серьезного разбора тех кредитов, которые взяли у Китая прежние правительства.
Разобрались.
Из этой истории делаем вывод: "Пояс и путь" в целом хорошая идея, а условия ее выполнения с Китаем можно и нужно обсуждать.
И последнее — из сферы статистики.
Накануне форума численность партнеров по "Поясу и пути" в разных статусах и при разных подписанных документах обозначалась в 124 государства. Уже в первый день форума, в четверг, цифра выросла до 126 и продолжает увеличиваться. При этом стоит напомнить, что на первом форуме в 2017 году партнеров было вдвое меньше.