Мой дед ушел на фронт в 32 года. К тому моменту у него уже были жена и трое детей. Как председатель колхоза, он не мог быть призван. Но тогда в Таджикистане использовали служебное положение не для того, чтобы "откосить" от армии, а как способ обойти бронь от призыва, пишет колумнист Sputnik Таджикистан.
Дед служил командиром пулеметного расчета, дошел до Будапешта, где был тяжело ранен. Домой вернулся в 1946 году. Уж не знаю почему, но предок никогда не вдавался в подробности тех лет. Он не рассказывал о своем боевом пути, не говорил о войне, а на все наши вопросы, как это было, отвечал одним словом: "Страшно".
Тем не менее он ответил, и это был его самый длинный рассказ о Великой Отечественной. Дед был дехканином по жизни, и самый счастливый момент в его фронтовом прошлом пришелся на короткий момент затишья, который иногда выпадает в боях. Их полк тогда стоял на Украине.
"Нашу часть отвели на переформирование во второй эшелон, в одно украинское село. Населения там осталось полтора человека, а вокруг была обширная несжатая пашня. И вот мы целую неделю косили пшеницу. Ощущение, будто вернулись домой. Всего неделя, а запомнилась навсегда. Ни стрельбы, ни смертей, просто прежняя мирная жизнь", — улыбаясь, поведал дед.
Отцу в год Победы исполнилось всего 10 лет. Но я до сих пор помню его бурную реакцию на черно-белые кадры кинохроники Парада на Красной площади, когда воины-победители кидали знамена фашистских армий к кремлевской стене. "Швыряй!" — кричал он, плакал и матерился на трех языках. И даже наша мама — перманентный блюститель семейной нравственности — не делала ему замечаний в тот момент.
Может, из-за этого я пошел на подлог на школьном смотре художественной самодеятельности, прочтя вместо заявленного произведения бессмертные стихи Константина Симонова о единственно правильном отношении к фашистам. Помните?
"Так убей же хоть одного! Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей!".
По тем временам это был, как сейчас модно говорить, "неполиткорректный" призыв. Помню ошарашенные лица членов жюри и одинокие аплодисменты из заднего ряда нашего физрука Екатерины Ивановны, бесстрашной санитарки из медсанбата, пропахавшей "пол-Европы по-пластунски".
И не находится человека, который бы, подобно тому "комоду" (командиру отделения) из старого советского фильма, во всеуслышание заявил этим новоявленным фальсификаторам истории ВОВ: "Не воевали вы, господа буржуи…".
Возможно, поэтому нынешнее "яблофоно-андроидное" поколение с придыханием следит за лихо закрученным сюжетом "Игры престолов", подкрепленным компьютерными мегаспецэффектами. Но ведь и в этом без сомнения гениальном творении Джорджа Мартина при желании можно отыскать зерна истины.
"Забыть… Забывая себя, свою историю, мы из людей превращаемся в животных" (Сэмюэл Тарли).