Первая часть расследования была посвящена недоливу бензина. Во время контрольных закупов также были отобраны образцы бензина марки Аи-92 cо всех проверенных АЗС. Их сдали на исследование в Центр стандартизации и метрологии (Кыргызстандарт).
Анализ проводился исследовательским методом, при котором октановое число должно равняться 92. Экспертиза показала, что лишь на одной АЗС показатель не достигает нормы.
Отбором проб занимался сотрудник Кыргызстандарта, приглашенный Госслужбой по борьбе с экономическими преступлениями на оперативные мероприятия. Весь процесс отбора непрерывно снимался на видео.
Насколько важно качество бензина?
На качество бензина влияет много критериев: октановое число, содержание серы, воды, бензола, ароматических углеводородов, спирта и эфира, говорят эксперты. Один из основных элементов, от которого непосредственно зависят эксплуатационные характеристики, — октановое число.
Если вы зальете бензин, у которого октановое число не рассчитано на ваш двигатель, то снизится его мощность, может увеличиться расход топлива, также частое использование неподходящего бензина изнашивает отдельные части мотора.
Почему у АЗС разные показатели по одной марке бензина?
При хранении бензина октановое число может падать, рассказала корреспонденту Sputnik заведующая лабораторией испытания нефтепродуктов Кыргызстандарта Юлия Солодкова.
"Если показатель октанового числа ниже заявленного, значит, он либо снизился во время хранения, либо изначально не соответствовал стандарту", — сказала заведующая лабораторией испытания нефтепродуктов Кыргызстандарта Юлия Солодкова.
При этом октановое число можно увеличить, если добавить в бензин специальные присадки, отметила эксперт. Также специалист объяснила, что по государственным стандартам не предписывается определенный цвет.
Что такое присадки и опасны ли они?
"Есть присадки, которые очень вредны для человека, но они не выводят из строя двигатель, например, монометиланилин — это яд второй группы опасности, который убивает человека быстрее, чем какая-либо присадка портит двигатель", — сказал Канаев.
Проверяют ли качество бензина в Кыргызстане?
Последние 13 лет в Кыргызстане никто не занимается проверкой качества бензина, заявила в беседе с корреспондентом Sputnik глава управления метрологического надзора Госэкотехинспекции Айнура Ахмеджанова. С ее слов, такая ситуация сложилась вследствие ряда поправок в законы.
В 2006 году правительство приняло постановление и обязало проверять качество бензина Госинспекцию по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору (Госгортехнадзор) при Министерстве чрезвычайных ситуаций КР. Ведомство должно было заниматься проверками с уполномоченным органом по метрологическому надзору.
Позже вышеназванные функции передавали различным органам, но не учли роль метрологического надзора, поэтому бензин перестали проверять на качество.
"С 2006 года проверка качества бензина ни за кем не закреплена. Никто этим не занимался, потому что не мог действовать выше полномочий", — сказала Ахмеджанова.
Но с 12 августа текущего года Госэкотехинспекция получит полномочия по контролю качества бензина — сотрудники ведомства смогут брать образцы топлива и сдавать в лабораторию. Однако с экспертизой возникают проблемы.
Одна из компаний-нефтетрейдеров имеет свою лабораторию в Кыргызстане и готова проводить экспертизу. Поэтому Госэкотехинспекции, возможно, придется прибегнуть к их услугам, добавила Ахмеджанова. Однако, с ее слов, у конкурирующих организаций могут возникнуть сомнения в беспристрастности экспертизы.
Что делать водителям?
Теоретически водитель может взять на пробу бензин, обладая специальными навыками, сдать образец на анализ и отстоять свою правоту в суде, если выявится, что топливо некачественное. Об этом корреспонденту Sputnik рассказал глава Федерации автовладельцев РФ Сергей Канаев. Однако на деле отстоять свои права крайне сложно.
"Максимум возможного — попросить госорган провести внеплановую проверку АЗС. Если его сотрудники возьмут пробы сразу после заправки, то впоследствии водитель сможет сослаться на проверку и получить компенсацию по судебному решению. В России были такие случаи, но они единичные. У водителя есть один шанс из десяти отстоять свои права", — утверждает Канаев.
В России пытаются решить проблему введением общественно-государственного контроля, добавил Канаев. Согласно задумке, уполномоченные госорганы совместно с Федерацией автовладельцев РФ будут оценивать работу АЗС и составлять рейтинг заправок. Водители смогут скачать приложение и выбрать понравившуюся станцию.