Весной прошлого года кыргызстанцы увидели первую серию проекта "Бишкек 140". В короткометражных роликах молодые люди прогуливались по столице, попутно рассказывая ее историю. Горожане тепло приняли идею: не каждый сможет собрать по крупицам прошлое Бишкека и облечь его в увлекательную форму. Корреспондент Sputnik поговорил с автором и режиссером проекта Эриком Абдыкалыковым.
— Как пришла идея создать исторический гид по Бишкеку?
— Увлекшись историей Бишкека, я понял, что найти информацию о его прошлом не так-то просто: у нас нет специальной дисциплины, да и мало кто целенаправленно занимается изучением этого вопроса. Над архивами я корпел около двух лет: все это время искал не цифры и факты, а переплетения судеб, явлений и событий. Передо мной открылось столько невероятных историй, которые захотелось донести до соотечественников. Я и сейчас уверен, что прошлое Бишкека незаслуженно забыто.
— Я была на одном из показов очередной серии проекта. Во-первых, на презентации яблоку негде было упасть; во-вторых, пришло много молодежи. Как удалось привлечь ее внимание?
— Чтобы заинтересовать молодых людей, важно не прогадать с форматом: мы выбрали короткометражное видео, которое легко смотрится за завтраком, на учебе — где угодно. Не последнюю роль сыграла и визуальная эстетика: красивая картинка вкупе с хорошей музыкой дала свои плоды. К тому же герои роликов — ровесники целевой аудитории проекта. Молодым людям намного легче воспринимать и "рефлексировать" на себя те или иные факты, если о них расскажет сверстник, а не умудренный старец.
Я намеренно привлекал к работе над проектом молодежь: операторы, монтажеры, звукорежиссеры смогли показать Бишкек свежим, незамыленным взглядом, удивив горожан, которым приелся привычный облик столицы. Мне хотелось рассказать о новых талантах, считайте это моей миссией.
— А как вы находили рассказчиков? Все-таки серия роликов об истории Бишкека — это не рекламный ролик, нужны добровольцы.
— Пусть звучит не столь представительно, но я просто звал друзей и знакомых. Проект не преследует коммерческую цель, так что я приглашал людей, которые ради идеи могли уделить мне в своем бешеном графике пару дней. Главное, что участники проекта — это неравнодушные к городу люди, которые сопереживают ему и хотят внести в его развитие свой вклад.
— Если внимательно проследить за локациями съемок, можно заметить любопытную деталь. Вам удалось попасть туда, куда обычному бишкекчанину вход воспрещен, к примеру, в машину Чингиза Айтматова. Насколько сложно было договориться о съемках?
Что касается машины Айтматова, то в бытность послом в странах Бенилюкса он приобрел "Ягуар". Выбор на эту марку авто пал не просто так: Чингиз Торекулович решил не тратить много денег на привычный для дипломата Mercedes, ведь "Ягуар" не только дешевле, но и колоритнее. Тем более машину народного писателя отличал роскошный винно-сливовый цвет. Конечно, кататься на ней не рекомендуется, но нам удалось упросить руководство на один выезд во двор.
— Некоторые трэвел-блогеры и обычные туристы воспринимают Бишкек как типичный советский город, в котором нет изюминки. Чем может быть необычна наша столица?
— Реакция иностранцев объяснима: работа по популяризации бренда Бишкека оставляет желать лучшего, да и туристических точек не так много, как хотелось бы. Представьте, что человек впервые оказался в столице: ему ничего не остается, кроме как идти куда глаза глядят или сразу ехать на Иссык-Куль. У нас даже в Исторический музей не попадешь!
Однако в Бишкеке есть свои особенности. Город пережил три эпохи: царскую, советскую и современную. Архитектурное наследие прошлого переплетается с минималистичными зданиями — это экзотическая связка, которая привлекает внимание.
— Как изменился, на ваш взгляд, Бишкек после полного погружения в его историю?
— Как только я закончил изучать материалы для проекта, мне стало невыносимо грустно! Я понял, сколько было сделано, сколько этапов пройдено, чтобы нас окружали именно такие архитектура и атмосфера. Обидно, что эта увлекательная история оказалась на обочине общественного внимания, из-за чего до сих пор непонятно, кто такой настоящий бишкекчанин и каков его портрет. Переживаю, что облик столицы размыт и почти никому нет до этого дела.
— Какой факт из истории Бишкека удивил вас больше всего?
— Часто говорят, что у нас нет предпринимателей большого калибра, которые пользовались бы авторитетом и популярностью хотя бы на уровне СНГ. Однако мало кто знает, что в царские времена токмокский маслодел Бабахан Нурмухамедбаев привез в Пишпек первый автомобиль! Если вы думаете, что это была какая-то развалюха, то глубоко ошибаетесь — предприимчивый коммерсант удивил местных жителей машиной марки "Берлье". Позже он отправится в город Верный, где вместе с крестьянином, нанятым в качестве водителя, создал первую таксомоторную компанию в Российской империи. Только представьте, наш соотечественник стал отцом таксомоторного дела не только в Кыргызстане, но и в целом регионе!
Это лишь один факт. К примеру, вы знали, что знаменитый архитектор, народный художник Киргизской ССР Ольга Мануйлова училась на одном курсе с Владимиром Маяковским? Они оба проходили обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Какие главные проблемы столицы беспокоят вас больше всего?
— Облик города формируют его жители. К сожалению, в Бишкеке нет ни культурной, ни идеологической работы с населением. Мы упускаем важное направление, в котором необходимо действовать в первую очередь, чтобы сформировать в голове у людей вектор, общность, благодаря которой они смогут почувствовать себя едино.
Молодежь уезжает, потому что не видит возможностей для самореализации. Здесь переживают о платье на выпускной или о свадебном тое, а многим амбициозным ребятам хочется быть ближе к глобальным процессам. Чтобы прийти к успеху, большинству приходится себя ломать. Масла в огонь подливает отсутствие социальных лифтов. Однако я надеюсь, что молодежь, покинувшая нашу страну, обязательно вернется и применит свои знания на родной земле.
— Если отойти от оптимистичных прогнозов и постараться взглянуть на действительное положение дел в столице, какое будущее ждет Бишкек?
— Если ничего не изменить, он увязнет в хаотичных застройках. Бишкек ждет безвкусное, бездарное градостроительство, которое не считается с его жителями, не ставит во главу угла интересы горожан. Без кардинальных мер столица зачахнет.
— Вы не раз бывали за рубежом. Что стоит перенять Бишкеку из опыта других городов?
— Я был в Киото. Он поражает чистотой, потому что его жителям не чуждо понятие городской культуры. Они живут как в муравейнике: все связаны общими целями и готовы сделать вклад в дела друг друга. У нас же нет той тонкой нити, которая бы объединяла: каждый борется сам за себя.
— Исторический гид по Бишкеку не первый ваш проект. Какие еще идеи вам удалось претворить в жизнь?
— Один из проектов, которым я могу гордиться, — это Курултай молодежи. За него мы получили награду как за лучший социальный проект в Центральной Азии. Это было масштабное событие, в котором участвовали молодые люди из 25 стран — представители сфер науки, спорта, предпринимательства.
Сейчас я занимаюсь предпринимательством. Помимо "Бишкек 140", мы занимаемся коммерцией: снимаем рекламные видео. Кроме режиссуры, я занимаюсь IT-проектом.
— Наверняка случались и неудачи…
— Чего только не было! Мы и в организаторы ивентов подавались, и ремонты пробовали делать, даже продажей батутов занимались. В этом нет ничего удивительного: сделать хотелось многое, но получалось далеко не все.
— Чего нам ждать от "Бишкек 140" в будущем?
— Я стараюсь экспериментировать, поэтому четвертый выпуск будет отличаться по формату. Планирую отойти от динамики в роликах и перейти на более тонкие темы, погружая зрителя в вопросы, где нужно меньше скорости, но больше внимания.