Убийство известного в Западно-Казахстанской области владельца крупного крестьянского хозяйства, которое во время поездок по стране посещал даже Нурсултан Назарбаев, было совершено в январе 2014 года, пишет колумнист Sputnik Казахстан. Виталия Каркулу напавшие на его дом преступники расстреляли в упор. Его супруга — депутат областного маслихата — после налета чудом осталась в живых.
Нападение без следов. Как искать налетчиков?
Сообщение о нападении на дом крупного местного бизнесмена Виталия Каркулы поступило под утро 13 января. Звонившая женщина сообщила дежурному, что ее супруг убит, а ей самой необходима скорая помощь.
Ничего конкретного о нападавших женщина, которой нанесли несколько ударов по голове каким-то тяжелым предметом, сказать сыщикам не могла. Вспомнила только, что их было трое и все в масках.
Для полицейских эта информация хоть и представляла интерес, но не давала ни одной реальной зацепки. Оставалось надеяться только на то, что потерпевшая выживет и сможет подробнее рассказать о событиях той ночи. Спустя время врачи, которые в течение трех часов оперировали Валентину Каркулу, признаются, что она выкарабкалась чудом.
Тем временем на месте нападения начали работать эксперты-криминалисты. Именно от них зависело, будет ли преступление раскрыто. Однако ни одного чужого отпечатка пальцев в доме бизнесмена они найти не смогли. Хотя и рассчитывать на это было бессмысленно: ведь, тщательно готовя налет, бандиты наверняка "работали" в перчатках.
Осмотр дома бизнесмена показал, что преступники проникли в жилище скрытно, через окно, а потому застали хозяев, которые собирались ложиться спать, врасплох. Следы обуви, оставленные в комнатах дома, подтверждали слова Валентины Каркулы, что их было трое.
Как тонкая работа криминалистов дала сыщикам шанс
Казалось, что раскрытие дела не имеет перспектив. Но тут сработала наблюдательность эксперта.
Как оказалось, рисунок протектора шин, который хорошо отпечатался на свежевыпавшем снегу, был довольно редким для этих мест: шины марки Fulda в области не продавались. Это могло означать только то, что либо авто было недавно пригнано, либо действовали гастролеры из России, до границы с которой рукой подать.
А еще криминалисты обратили внимание на то, что в доме не была нарушена обстановка. Нападавшие не тронули ничего лишнего. Даже дорогие норковые шубы хозяйки висели на месте. Это говорило не только о том, что разбойное нападение было тщательно спланировано, но и о том, что преступники точно знали, за чем шли. И то, что они унесли с собой, — нечто гораздо более ценное, чем меха. Эту версию впоследствии подтвердил и сын потерпевших. По его словам, из дома пропали около миллиона тенге и ювелирные украшения на очень крупную сумму.
Как сыщики распутывали клубок версий
Первой версией, которую выдвинули следователи, была месть конкурентов по бизнесу. Но, проверив всех возможных подозреваемых, их алиби и связи, они не нашли ничего, что могло бы заинтересовать.
Сотрудники фирм Виталия Каркулы, а их было около 350 человек, тоже оказались совершенно чисты: не было среди них ни судимых, ни наркоманов, ни представителей других асоциальных слоев. Также было установлено, что бизнесмен не имел долгов, да и сам в долг не давал. Оставалось отрабатывать только одну версию — банальное ограбление.
Отрабатывая ее, сыщики подняли из архива региона похожие дела за последние несколько лет. И тут случайно наткнулись на одну интересную деталь.
Преступники, убившие родственницу бизнесмена, были задержаны и осуждены. На момент нападения на дом Виталия Каркулы они отбывали наказание и не могли иметь отношения к расследуемому делу. Все еще надеясь нащупать ниточку, сыщики проверили даже связи осужденных на свободе. Но вся их работа вновь оказалась "выстрелом в молоко".
Тем временем, учитывая то, какой резонанс в области вызвало убийство Виталия Каркулы, дело на контроль взяло руководство МВД. К его расследованию подключили лучших столичных специалистов. Но все было без толку. Казалось, это был тупик и преступники сумели совершить идеальное ограбление.
Как помог кусок пластмассы
Вряд ли кто-то из сыщиков, задействованных в раскрытии убийства бизнесмена, предполагал, что ниточка, хоть и совсем тоненькая, все это время была у них под носом — в числе улик, изъятых с места преступления.
В очередной раз изучая материалы дела, один из следователей обратил внимание на пластиковые хомуты, которыми были стянуты руки потерпевших. Купить их можно было только в нескольких специализированных магазинах и на строительном рынке. Именно туда и направили всех сотрудников, чтобы опросить торговцев. Шансов найти того, кто продал хомуты преступникам, равнялись нулю. Но в этот раз упорство полицейских было вознаграждено.
Загрузив полученное изображение в базу, в которой числилось больше 130 тысяч человек, вскоре полицейские получили результат: 32 совпадения.
Тем временем другая группа оперативников изучала видео с камер наблюдения, установленных в строительном супермаркете. Сопоставив показания девушки-продавца и примерное время, которое она указывала, оперативники довольно быстро вычислили мужчину, который купил десяток пластиковых хомутов. Теперь сомнений в том, что один из участников налета на семью Виталия Каркулы известен, не оставалось.
Рецидивист, радикал, жестокий и отчаянный
Азамата Тогаева — а именно он попал в объективы камер наблюдения — полицейские знали давно. Впервые его осудили в 1998 году за нанесение тяжких телесных повреждений, после которых его жертва скончалась в больнице.
После отсидки первого срока мужчина еще дважды был судим. И каждый следователь, который вел его дела, отмечали, что Тогаев был дерзок и жесток. Они же рассказывали, что в какой-то момент жизни он попал под влияние радикалов и принял их идеологию. При этом, имея за плечами обширное криминальное прошлое, хорошо ориентировался в среде местных бандитов и воров. Именно поэтому установить его подельников оказалось несложно.
Мужчина впоследствии расскажет, что, перевязав рану на руке, Тогаев вновь обратился к нему с просьбой. На этот раз просил сходить в обменный пункт и поменять российские рубли на тенге. А по дороге Тогаев попросил выбросить в мусор два пакета с какими-то вещами.
В обменник старый знакомый сходил. А вот про пакеты забыл напрочь. Их потом найдут оперативники при обыске квартиры, где жил Тогаев. Они станут еще одним веским доказательством того, что он был не одним из участников, а, как выяснится в ходе следствия, организатором нападения на дом Виталия Каркулы.
Известная, но неуловимая личность
Вероятно, матерый рецидивист почувствовал, что сыщикам все же удалось выяснить, что за организацией разбойного нападения на дом бизнесмена Каркулы и его убийством стоит именно он. Потому и бросился в бега в надежде на то, что, пока он скрывается, о нем забудут и упорно искать не станут. Ошибался.
Сначала оперативники задержали его подельников, которых также удалось установить благодаря агентуре.
После совершения преступления Кенже Биржанов и Мерген Иманкулов, не обладая таким чутьем, как их криминальный босс, вообще не прятались. Взяли их одновременно в разных концах Уральска в тот момент, когда они этого совсем не ожидали.
Биржанов заговорил первым. Он — кстати, тоже прежде судимый — понимал, что, пойдя на сотрудничество со следствием сразу, сможет выгородить себя и получить срок по минимуму. Вспоминая его признания, следователи даже шутили: "Ну, где наш соловей?".
Стоило Тогаеву узнать, что его задержанные ранее подельники дают показания, как он тоже не стал отмалчиваться. Тут-то сыщики и узнали, что наводчиком был Мерген Иманкулов.
Именно он на встрече с друзьями рассказал им о зажиточном предпринимателе. При этом был уверен, что дело пройдет гладко. Ведь препятствий для проникновения в дом не было: невысокий забор, отсутствие сигнализации, собаки, запертые на ночь в вольере. И главное — супружеская пара жила в одиночестве.
При одном итоге разные версии
Прежде чем пойти на разбой, криминальная троица еще несколько дней проверяла, насколько достоверна информация Иманкулова. Когда бандиты убедились, что все рассказанное им — правда, стали готовиться к нападению: купили маски, перчатки, хомуты. С собой на дело взяли два обреза охотничьих ружей и травматический пистолет.
В село Калининское налетчики приехали после наступления темноты и еще некоторое время наблюдали за тем, что происходит в доме. Как только они заметили, что хозяева готовятся спать и везде гасят свет, решили действовать.
Мало того, по его словам, услышав выстрелы и увидев лежащего на полу в крови хозяина дома, он от страха выбежал на улицу и не знает, что происходило там после.
В свою очередь Кенже Биржанов утверждал, что вообще не собирался заходить в дом и сделал это только после того, как услышал выстрелы, просто для того, чтобы узнать, все ли в порядке с подельниками.
Мерген Иманкулов тоже сделал все для того, чтобы выгородить себя. По его словам, хозяина дома и его супругу убивали подельники, а он стал случайным свидетелем.
Приговор суда: виновны все
Как бы ни бились следователи, но со стопроцентной уверенностью им так и не удалось доказать, кто именно стрелял в Виталия Каркулу и кто безжалостно бил по голове чем-то тяжелым его супругу. Ясно было только то, что на скамье подсудимых находятся именно те, кто совершил это дерзкое преступление. И то, что лидером в группе был Тогаев. Исходя из этого, обвиняемым был вынесен приговор.
По 22 года заключения получили Кенже Биржанов и Мерген Иманкулов. А вот Азамат Тогаев проведет за решеткой весь остаток своей жизни. Как рецидивисту, совершившему прежде ряд тяжких преступлений, ему было назначено пожизненное лишение свободы.