БИШКЕК, 12 сен — Sputnik. В последнее время в Кыргызстане участились случаи задержки авиарейсов на несколько часов по неизвестным причинам.
Так, самолет "Уральских авиалиний", который должен был вылететь из Оша в Москву 9 сентября в 9:00, поднялся в воздух только в 5:20 следующего дня. То есть 156 человек больше 20 часов ожидали рейса в аэропорту. Остальные десять, опасаясь за свои жизни, отказались от вылета.
Аналогичная история произошла 22 августа. Тогда рейс Бишкек — Анталья авиакомпании Avia Traffic, который должен был вылететь в 6:05, опоздал на 11 часов 27 минут.
В Sputnik Кыргызстан обратились читатели, которые попросили узнать о правах пассажиров в таких ситуациях.
"Бывают случаи, когда люди, отправляющиеся на отдых, теряют много часов и даже целые сутки в ожидании вылета. А ведь у них на это время оплачен номер в отеле. Или кто-то летит в другую страну на операцию либо по срочному делу... Кто возместит клиентам потраченные средства?" — задался вопросом бишкекчанин по имени Марат.
На вопросы читателей ответила юрист Фатима Якупбаева. По ее словам, в разных странах в случае некачественного выполнения авиакомпаниями своих обязанностей права пассажиров защищают специальные кодексы. Однако в Кыргызстане подобного документа нет.
"У нас нет правил, обязывающих авиакомпании компенсировать клиентам средства в случае задержки или отмены рейсов, но есть закон о защите прав потребителей. Согласно ему, пассажиры могут обратиться в три инстанции", — сообщила Якупбаева.
Первая инстанция — сама авиакомпания. Чтобы доказать трату средств, к заявлению надо приложить соответствующие документы: листок бронирования гостиничного номера, направление в больницу, приглашение на мероприятие или билет на последующий рейс. Это не является гарантией благополучного исхода, но вполне возможно, фирма компенсирует вам потраченные деньги.
Вторая инстанция — Госагентство антимонопольного регулирования. Туда следует обращаться, если компания не реагирует на ваши жалобы. По словам юриста, это самый эффективный способ возврата средств. Вопрос о нарушении прав потребителя будет решен максимум за два месяца, к тому же бесплатно.
Если авиакомпания иностранная, разбираться надо индивидуально: у каждой из них разные договоры с кыргызской стороной. В КР работают официальные представители компаний; некоторые признают свои обязательства по выплате затраченных средств, но большинство занимается только продажей билетов. В любом случае необходимо обратиться к этим представителям.
Если самолет является собственностью европейских или турецких компаний, имейте в виду, что в этих странах действует регламент, принятый в 2004 году Европарламентом. Согласно ему, если рейс был задержан более чем на три часа или отменен, пассажирам выплачивается компенсация — от 125 до 600 евро (сумма зависит от вида рейса).
Если авиакомпания российская, можно обратиться в Роспотребнадзор.
Наконец, учтите: нигде не написано, что авиакомпания обязана кормить пассажиров в случае задержки рейса. Поэтому ваши жалобы на отсутствие питания скорее всего останутся без ответа. Тем не менее юрист считает, что оставлять клиентов голодными негуманно, поэтому перевозчик обязан обеспечить им все условия.