Внедорожники Lexus GX 460 и GX 470 — самые популярные автомобили у местных чиновников. При выборе машины определяющими факторами для них становятся технические характеристики и комфорт класса "люкс", а не стоимость. Тем более что раскошеливаться на покупку такого авто приходится не всегда — оно может быть служебным, или, как любят заявлять наши министры, подаренным донорами.
Цена вопроса
На сайте официального дилера японского производителя в Кыргызстане нет ни Lexus GX 460, ни Lexus GX 470. Зато есть автомобиль Toyota Land Cruiser Prado, который по техническим характеристикам и внешнему виду сопоставим с Lexus. Модель 2015 года выпуска без пробега стоит 35 тысяч долларов или 2 миллиона 555 тысяч сомов.
У правительственного чиновника может быть только один доход — зарплата. По закону он не имеет права заниматься бизнесом или управлять коммерческой организацией. Средний оклад члена кабинета министров — 25 тысяч сомов в месяц, плюс надбавки за воинское или служебное звание, стаж работы на госслужбе, научную степень и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В сумме получается около 30 тысяч сомов. При такой зарплате госслужащий должен копить на Lexus 2003 года выпуска от 2,5 до 3,5 лет, не тратя ни тыйына на другие нужды. Если же он решит приобрести автомобиль 2013 года, копить придется 5-7 лет.
Одно дело купить, другое — содержать
Даже если представить, что чиновник действительно несколько лет будет откладывать весь заработок на статусный внедорожник, надо принять во внимание важный нюанс: содержание такой машины тоже обходится недешево.
Согласно техническим характеристикам, мощность 4,7-литрового двигателя Lexus GX 470 — 273 лошадиные силы. В городе это авто расходует от 18,5 до 25 литров на каждые 100 километров, за такую прожорливость его называют "кашалотом". Если заправлять внедорожник бензином Аи-95 по цене 43,5 сома за литр, то на сотню километров придется тратить от 804 до 1 087 сомов. В среднем за месяц автомобиль госслужащего проезжает 800 километров. Таким образом, заправляя его 95-м бензином, хозяин ежемесячно будет раскошеливаться на сумму от 6 432 до 8 696 сомов.
Если экономить и заливать Аи-92, расходы на топливо составят от 5 846 до 7 900 сомов. При покупке машины с дизельным двигателем траты могут не превысить 6 500 сомов в месяц. Использование авто на газе обойдется еще дешевле — от 3 000 до 4 500, хотя сама установка газового оборудования стоит 34-62 тысячи сомов.
Прочие расходы
Учитывая климатические условия Кыргызстана, автомеханики рекомендуют менять масло в машине после каждых 6-8 тысяч километров пробега. В двигатель объемом 4,7 литра вмещается около шести литров масла. Сегодня японские компании выпускают определенные виды масла для каждой марки автомобиля. Так, литр масла для Lexus GX 470 стоит 600-650 сомов. Если прибавить цену за фильтр, замена масла обойдется в 5 500 сомов.
Вместе с маслом механики советуют менять и свечи зажигания, чтобы продлить жизнь двигателя. У Lexus GX 470 он восьмицилиндровый — соответственно нужно менять восемь свечей. Такой комплект стоит от 1 600 до 5 600 сомов.
Хозяин Lexus GX 470 должен принимать в расчет и другую статью расходов — сезонная смена шин. На заводе на эти внедорожники ставят колеса с параметрами 265/60 – R18. Комплект зимней резины таких размеров стоит 15-25 тысяч сомов. За работу сотрудникам вулканизации придется отдать примерно 1 000 сомов.
Чтобы содержать автомобиль в чистоте, хотя бы раз в неделю необходимо заезжать на автомойку. Ее услуги стоят 300-350 сомов.
Если машина сломалась...
Серьезный ремонт Lexus — отдельная и очень большая статья расходов. Причем если это не новенькое авто без пробега, купленное в салоне, то его ремонт — вероятно, вопрос ближайшего будущего.
При поломке двигателя замену ему дешевле всего купить на так называемом "разборе". Здесь б/у двигатель на Lexus GX 470 2003 года выпуска можно приобрести за 800-1200 долларов (55-83 тысячи сомов). Заказывать новый еще дороже — от 3 000 до 4 000 долларов, что сопоставимо с ценой подержанной машины. Если все-таки попытаться отремонтировать сломавшийся двигатель, только за то, чтобы снять и разобрать его, придется раскошелиться на 30-35 тысяч сомов. Запчасти оплачиваются отдельно.
То есть простейшие математические расчеты позволяют утверждать, что содержать престижный внедорожник государственному служащему так же непросто, как и накопить на него. Даже если не учитывать стоимость ремонта и запчастей, только текущие расходы составят примерно 150 тысяч сомов в год. При этом годовой доход чиновника — 300-360 тысяч. Так что ходить на тои госслужащему, который живет на зарплату и катается на Lexus GX 470, придется без кошумча (денежные подарки). К тому же надо будет максимально экономить на всем — от питания до обучения детей, ведь любые траты не должны превышать 450 сомов в день. Зато душу будет греть мысль о наличии внедорожника, на котором "не стыдно показаться людям".