Кыргызский кинематограф последний десяток лет судорожно пытается играть в большое кино, выдавая на-гора как совсем никудышные коммерческие драмы и комедии, так и серьезные авторские фильмы. Если первые хорошо принимает невзыскательная провинциальная публика, то вторые зачастую оказываются в лонг- и шорт-листах международных фестивалей второго эшелона. Но у обеих категорий кинолент есть общая черта — сюжеты. Это всегда что-то сродни фильмам "Небо нашего детства" Толомуша Океева и "Лестница в доме с лифтом" Амана Камчибекова. Конечно, бывают исключения, но и в них наблюдаются горы, джайлоо и лошади. Это не всегда плохо, однако временами начинаешь тревожиться, что другого кино у нас уже не будет.
Бекзат Пирматов, режиссер картины "Аврора", решил не идти по проторенной дорожке. Он снял фильм, где горы и озеро наконец-то являются не одними из "героев" повествования, а только красивым местом действия. Легко представить все то же самое в другой локации, например, в какой-нибудь провинциальной гостинице. Однако полностью исключить место действия тоже не получается — недаром картина "именована" по названию известного санатория.
В один вечер на курорте переплетаются судьбы персонажей из прошлого (героев "лихих девяностых") и настоящего. Сюжет практически невозможно описать, да и не нужно. Это такой сюрреалистический рассказ о нескольких людях, у каждого своя линия, но в какой-то момент все они переплетаются на манер "Криминального чтива" Квентина Тарантино. Здесь тоже есть непоследовательное повествование и свой "чемоданчик с лампочкой" — его роль выполняет модный iPhone. Но внимательный зритель найдет отсылки и к голливудской классике, и к французской "новой волне", и к медитативному азиатскому арт-хаусу, и к картинам времен "кыргызского чуда".
"Аврора" — штучный товар. Несмотря на чрезмерное стремление автора охватить и вместить слишком много смыслов, картина погружает зрителя в свой сюрреалистичный мир. Он отражает реальность, но не как пресловутое кривое зеркало — наоборот, отражение это срывает ханжеские покровы, характерные для нашего общества. Этот фильм, как и одна из главных тем, поднимаемых автором, — тревожное предчувствие грядущих перемен. Они ожидаемо прогрессивны и несут массу положительного, но платой за это может стать потеря самобытности и свободы самоопределения.