Гайрат — организатор кыргызстанской дрифт-серии и мастер дрифта. Он рассказал, почему спортсмены предпочитают ездить на соревнования в Казахстан и кто все-таки гоняет по Южной магистрали.
— Когда вы впервые сели за руль?
— В 12 лет отец начал учить меня водить машину, а в 15 я уже мог ездить самостоятельно. Тогда единственным желанием было угнать родительское авто и поехать кататься. Помню, как придумывал различные причины: "Пап, дайте ключи от машины, я поеду мыть ее на "ручку". Однако он, конечно, все понимал и говорил: "Бери шланг и мой во дворе дома".
— А когда появилась страсть к автоспорту?
— В 17 лет мне заказали из Германии Mazda Demio, и я начал переделывать ее внешний вид. А позже заинтересовался Subaru Forester SF5. Тогда случайно выпал шанс обменять свою машину на желаемую. Познакомился с парнями из клуба Subaru и стал ездить на их тусовки. Через пару лет в Кыргызстане появился дрифт, и ради него я снова сменил машину на Toyota Mark II. В Токмоке есть заброшенная взлетная полоса, которая служит хорошей площадкой для тренировок, поэтому всю зиму провел на ней, чтобы чему-то научиться.
— Почему дрифт, а не гонки?
— Прямо ездить можно на любой машине. А на наших соревнованиях судьи дают определенные задания. Они чертят карту на трассе с квадратами, которые называются Clipping point. Пилот должен подъехать к ним максимально близко, заехать задними или передними колесами, чтобы выполнить задания. А перед соревнованиями проводятся брифинги — это возможность проехать по трассе и получить рекомендации: кто-то должен взять угол больше, кто-то ускориться…
Выигрывает тот, кто максимально точно выполнит задания. В прошлом году я участвовал в соревнованиях на машине с автоматической коробкой передач и атмосферным двигателем. У моих соперников и авто были лучше, и опыта больше. Однако я дважды занял первое место.
Кроме того, автоспорт — это новые знакомства: у нас своя атмосфера. Поверьте, это совсем не то, что съездить на природу с друзьями.
— В кулуарах говорят, что у нас должны были построить автодром.
— Да, однако по определенным причинам он появился в Алмате. А сейчас рядом идет строительство нового автодрома: он станет третьим или четвертым по величине в мире.
Государство не выделяет нам средств, автодром или хотя бы оборудованную площадку. Поэтому соревнования приходится проводить в Токмоке на заброшенной взлетной полосе для "кукурузников". Туда приезжают истинные фанаты: они стоят и в адскую жару, и в сильный дождь.
— У меня есть вопрос, который как любимая мозоль для бишкекчан. Это вы гоняете по Южной магистрали и другим местам города?
— Поверьте, для нас это такая же больная тема. У всех спортсменов есть лицензия, без которой нас не допустят до соревнований. Если пилота заметят гоняющим в городе, документ отберут. Кроме того, мы взрослые люди, зачем наживать себе врагов?
В городе гоняют на обычных гражданских машинах. Скорее всего, это парни, которые хотят адреналина, похвалиться перед друзьями или девочками. А бишкекчане потом поливают нас грязью. Или скидывают нам снимки аварий с участием машин, на которых даже просто ездить страшно, не то что гонять…