Власти Эстонии грозятся возбудить уголовные дела против сотрудников Sputnik Эстония, если те до 1 января 2020 года не прекратят работу на МИА "Россия сегодня". Видные политики, журналисты и общественные деятели прокомментировали Baltnews ситуацию с оказанием давления на прессу.
Вице-спикер Государственной Думы РФ Петр Толстой назвал угрозы эстонских властей нарушением международного права.
"Во всем мире к подобного рода угрозам и попыткам давления власти на журналистов относятся крайне отрицательно. Это является нарушением международного права, прав человека, права на свободу слова. Конечно, это не останется незамеченным. Россия будет привлекать внимание своих европейских партнеров, которые так любят о данных нормах говорить", — заявил Толстой.
По его словам, сложившаяся в странах Балтии ситуация с правами человека и демократией не может не тревожить российскую сторону.
Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич отметил, что власти Эстонии ведут целенаправленное преследование с элементами информационной борьбы.
"Власти не в состоянии противостоять той объективности, которую представляют журналисты, им правда не нужна. Они проводят правонарушения по всяким домыслам и пытаются преследовать журналистов. Это цензура, причем целенаправленная цензура, связанная с дискредитацией России", — сказал сенатор.
Он подчеркнул, что Россия будет защищать представителей СМИ от таких нападок, "для этого достаточно инструментов".
По словам депутата Госдумы, журналиста Евгения Ревенко, российское правительство может ответить Эстонии на угрозы в адрес сотрудников массмедиа.
"Это неприкрытое давление на свободу слова и в принципе на свободу выбора человеком места работы. Власти Эстонии "ушли в отрыв" и в своем младоевропейском рвении забывают о главном принципе демократии — свободе слова. Считаю это недопустимым", — отметил Ревенко.
Он напомнил, что Госдума уже приняла ряд законов, которые дают правительству возможность зеркально отвечать странам, где преследуют российских журналистов.
"Происходит это по одной причине — журналисты предоставляют площадку для альтернативной информации. Затыкать им рот недопустимо. Я считаю правильным обращение во все международные организации, в том числе в Комитет ОБСЕ по свободе СМИ и ООН. Во все организации, инстанции, которые, возможно, еще слышат власти Эстонии", — сказал парламентарий.
Итальянский публицист, экс-депутат Европарламента Джульетто Кьеза назвал акцию эстонских властей "провокацией".
"Я думаю, это очередная попытка обострить ситуацию. Очевидно, что их требования не могут быть выполнены, так как они абсурдны и противоречат принципу свободного доступа к информации", — подчеркнул он.
Политолог, член Зиновьевского клуба, ведущий программы "Право знать!" на телеканале ТВЦ Дмитрий Куликов уверен, что Москве следует решительно отреагировать на действия Таллина.
"Угроза уголовного преследования в адрес журналистов вообще без каких-либо оснований — беспрецедентное давление на свободу слова. Я считаю, что эстонское государство должно отвечать за это, а российское государство должно предпринять решительные действия. Думаю, наша реакция должна быть жесткой и в качестве ответной меры России следует ввести экономические санкции против Эстонии", — заявил Куликов.
Ранее главный редактор МИА "Россия сегодня", RT и Sputnik Маргарита Симоньян на эстонском и русском языках призвала президента Керсти Кальюлайд обратить внимание на ситуацию со Sputnik Эстония и не допустить ареста журналистов.
Как Sputnik Эстония выживают из страны
Эстония — единственная из стран Балтии, где есть полноценная редакция Sputnik. В коллективе 35 человек, 33 из них — граждане Эстонии, работающие по трудовым договорам с МИА "Россия сегодня". Ежемесячные налоговые платежи агентства в бюджет страны составляют почти 30 тысяч евро.
Власти балтийских стран неоднократно препятствовали работе российских СМИ, в том числе ресурсов "Россия сегодня". Как отмечали в МИД РФ, эти действия говорят о явных признаках скоординированной линии Вильнюса, Риги и Таллина и наглядно демонстрируют, чего на практике стоят демагогические заявления об их приверженности принципам демократии и свободы слова.