Телевизионное вещание в СССР состояло всего из двух общесоюзных программ. В 1970-х и первой половине 1980-х годов Первой программе доставались рейтинговые передачи: концерты, кинопоказы, праздничные выпуски популярных телепрограмм.
По Второй программе на Новый год долгое время показывали концерты классической и народной музыки, вечера встреч передовиков производства, не самые популярные фильмы.
Во-первых, помимо классики, в новогоднем концерте появились джазовые и эстрадные номера. Но сам по себе никакой концерт не перебил бы "Голубой огонек", не говоря уже о "Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады". Тем не менее во многих советских семьях именно с 1988-го на 1989 год переключатель каналов был решительно перещелкнут на Вторую программу: в три часа утра началась прямая трансляция из США матча "Бостон брюинз" — ЦСКА.
Уже через год, 31 декабря 1989-год, праздничное меню Второй программы стало полноценно конкурировать с Первой. В новогоднюю ночь показали сопоставимый по хронометражу праздничный концерт. Конкуренция усилилась в разы, поскольку в ту ночь вещала еще и Московская программа. Правда, показывали не концерт, а подборку популярных мультипликационных и художественных фильмов. Еще год спустя — 31 декабря 1990-го — новогодние шоу представили уже четыре канала: в общесоюзную сетку телевещания добавилась Ленинградская программа.
Одна из многих
Таким образом, до 1988 года основным источником праздничного настроения для советских телезрителей в новогоднюю ночь оставалась одна-единственная телепрограмма. Именно на главном телеканале страны 1 января 1976 года показали "Иронию судьбы". Только 1 января ее посмотрели более 100 миллионов человек. Фильм Эльдара Рязанова произвел такой фурор, что показ повторили 7 января.
В советское время существовал жанр праздничных двухсерийных телевизионных фильмов. Каждый год по телевизору незадолго до новогодней ночи была премьера, которую ждала вся страна. В 1977-м такой премьерой стали фильмы "Про Красную шапочку" и "Собака на сене". В 1978-м — "Обыкновенное чудо" и "31 июня".
В ряду праздничных двухсерийных лент можно назвать "Тот самый Мюнхгаузен", "О бедном гусаре замолвите слово", "Чародеи", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Мэри Поппинс, до свидания!". Однако новогодний олимп заняла именно "Ирония судьбы". Почему так произошло?
Дело в том, что на рубеже 1980–1990-х годов производство двухсерийных фильмов дало сбой. Стало ясно, что можно обойтись и старыми картинами, не тратиться на производство новых. Дыры в праздничном эфире начали латать "Иронией судьбы". Так окрепла новогодняя традиция, которая стала формироваться в последние пару лет существования Советского Союза.
Зарубежная эстрада
Пользовались популярностью и новогодние выпуски эстрадно-развлекательной передачи ЦТ "Кабачок "13 стульев". Программу составляли скетчи из юмористических журналов социалистических стран (Польши, ГДР, Венгрии, Болгарии) и советского журнала "Крокодил". Этот литературный материал компоновался советскими писателями-сатириками в сценарий, согласно которому действие передачи происходило в небольшом кафе польского города, куда после работы заходят отдохнуть и пообщаться работники некоего треста. Благодаря передаче можно было услышать песни исполнителей из стран соцлагеря. Правда, самих артистов не показывали — под фонограмму рот открывали актеры "Кабачка".
"Кабачок "13 стульев" прекратил свое существование в октябре 1980 года в связи с обострением внутриполитической ситуации в Польше.
Еще одна культовая передача — "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". В новогоднюю ночь она выходила в 3:00, и ее появления ждали с нетерпением. Эта программа давала возможность узнать, что происходит в мире иностранной поп-музыки, в том числе западной.
Это один из хитов, впервые прозвучавший именно в "Мелодиях и ритмах…".
Случалось и так, что все новогодние полуночники в СССР радовались песням, которым в момент их появления на советском телевидении было уже несколько лет. С началом перестройки "Мелодии и ритмы современной эстрады" прекратили свое существование.