Практически каждый ребенок в Кыргызстане растет в многоязычной среде. Зачастую родители разговаривают с ним на русском либо на родном языке, а мультики он смотрит на английском или другом языке. Как это влияет на формирование и развитие речи ребенка? Действительно ли это способствует развитию способностей к изучению иностранных языков? Почему современные дети плохо или поздно начинают говорить? Об этом и о многом другом мы поговорили с логопедом-дефектологом Айзадой Нурлановой.
— В чем заключается работа логопеда-дефектолога?
— Логопед-дефектолог – это специалист, работающий с людьми, имеющими проблемы в речевом и психическом развитии. Он проводит коррекцию и устраняет недостатки речевого развития, стимулирует развитие речи при ее отсутствии. Сейчас много детей, у которых нарушение речи сопровождается задержкой психического развития. Мы тесно взаимодействуем с невропатологами и работаем с ними параллельно. Ребенка сначала ведут к врачу, который назначает медикаментозное лечение, а мы занимаемся практическими упражнениями.
— Есть ли нормы развития речи, на которые должны обращать внимание родители?
— Каковы основные причины нарушения речевого развития?
— Причины различные, и их много. Например, органические — осложнения во время беременности или родов. Если ребенок получил даже незначительную травму во время родов, это может повлиять на его дальнейшую речь. Если говорить об инновационных технологиях, то это частые просмотры мультиков без взаимодействия с родителями — важно и полезно комментировать сюжет, объяснять содержание мультфильма. Также можно настроить приложения с полезным и обучающим контентом, чтобы он не сидел молча. Детям нужно показывать окружающий мир и рассказывать о нем. Страшно смотреть на современных родителей, которые выходят на прогулки с детьми — ребенок сидит в коляске, смотрит вокруг и не знает, как все называется, а мама не отрывается от телефона.
— К вам на прием записываются за несколько месяцев. С какими проблемами обращаются чаще всего?
— Сейчас много детей с алалией — полным отсутствием или недоразвитостью речи. Повторюсь, причины могут быть разные. Если раньше у детей были нарушения по какому-то одному показателю, то сейчас их приводят с целым "букетом" — задержка речи, дефекты произношения, бедность словарного запаса, неумение использовать слова в предложении, нарушение грамматического строя.
— Не связано ли это с тем, что дома с ребенком разговаривают, например, на кыргызском, в детсаде — на русском, а мультики он смотрит на английском?
— Верно, это очень плохо влияет на речь ребенка. В первую очередь должен сформироваться базовый уровень одного языка. Только после того как ребенок овладеет одним языком и у него будет сформирован достаточный словарный запас, умение согласовывать предложения, можно переходить к изучению второго и третьего языков. У нас же получается, что ребенок плохо знает и кыргызский, и русский.
— Есть убеждение, что многоязычие способствует умственному развитию, положительно влияет на способность к изучению языков. Верно ли это?
— Как специалист в этой области я придерживаюсь того, чтобы родители разговаривали с ребенком сначала на одном языке. Например, ко мне привели шестилетнего ребенка, который говорил на каком-то непонятном языке. Оказалось, родители уехали из Кыргызстана в англоязычную страну, когда ребенку было чуть более двух лет, — именно тогда, когда активно развивалась речь. Попав в совершенно новую языковую среду, ребенок, видимо, испытал стресс, что повлияло на его речь. Родители привели его уже тогда, когда ребенку нужно было идти в школу.
— Влияет ли психологическая атмосфера в семье на развитие или нарушение речи ребенка?
— Да, может возникнуть заикание после испуга, страха, стресса. В таких ситуациях советуем родителям сохранять дома спокойную, благоприятную атмосферу, не показывать страшные фильмы или агрессивные мультфильмы.
— Какие рекомендации по предотвращению дефектов речи и своевременному их устранению вы можете дать родителям?
— Не рекомендуется сюсюкать, искажать слова, потому что ребенок привыкает к такой речи и начинает говорить так же. Нужно больше разговаривать с детьми короткими, легкими фразами. Когда мама говорит длинные предложения, ребенок их не улавливает. Нужно постоянно повторять часто используемые слова. После того как ребенок начал соединять два слова ("дай сок", "хочу пить"), можно добавить третье. Важно вслух описывать каждодневные действия — когда ребенок одевается, ест, гуляет.
— Какие нарушения в речи допустимы, а когда необходимо обращаться к специалисту?
"Я — родитель" — это социальный проект о родительстве и воспитании. Его цель — повышение уровня осведомленности женщин и мужчин об ответственном подходе к созданию семьи, планировании беременности и родов, воспитании детей. Мы рассказываем истории родительства известных кыргызстанцев, а также беседуем с профильными специалистами (акушерами-гинекологами, педиатрами, диетологами и психологами), которые дают рекомендации.