В число изобретений Алексея Сомова входят самонаводящиеся пули, очки дополненной реальности, система телеприсутствия. Сейчас бишкекчанин работает над кандидатской диссертацией, связанной с разработкой беспилотных систем для МЧС.
Эти беспилотники можно использовать и в Боомском ущелье, где часто происходят ДТП и машины падают в реку. Для поиска пропавших необходимо перекрывать воду. Фактически люди ищут погибших вручную. А как показали российские исследования, с помощью ультразвука органику найти легко. Такой проект я предлагал МЧС и на его основе дописываю свою кандидатскую работу.
— Как еще вы помогали МЧС?
— У министерства огромные статданные. Мы пытались внедрить программу составления прогнозов на основании этих данных. Вот простой пример: дорогу в Боомском ущелье расширили, но никто не задумался, что это способствовало "появлению" нового ветра в Балыкчи. Мы готовим проект мониторинга изменения климата по техногенным причинам.
— Расскажите о самых необычных идеях.
— Сейчас у военных меняется тактика ведения боя. Мы с напарником Николаем Цыбовым еще в 2004 году разрабатывали для них новую экипировку. В идеале у солдата и командира должны быть планшеты, связанные локальной сетью.
Как можно использовать эти пули? Например, противник спрятался за деревом. Мы целимся в край дерева и стреляем, а когда вычислительное устройство сообщает, что пуля вот-вот достигнет дерева, даем импульс другим цветом, который резко меняет ее направление в сторону спрятавшегося.
— У вас есть разработки, которые чем-то схожи с общеизвестными изобретениями?
— Да, у нас были очки "дополненной реальности". В отличие от гугл-очков, наши следили за зрачками пользователя. К примеру, нарисовали пиктограмму, посмотрели на нее — прибор улавливает сужение зрачков, и перед глазами выводится информация о ней. Меню тоже управляется зрением, освоить его очень легко, просто надо потренироваться. Сейчас кажется, что это из области фантастики, но все к тому идет. С помощью таких очков можно будет управлять и беспилотниками.
По аналогии мы разработали тактильные перчатки. Как вы знаете, военные обезвреживают мины с помощью робота-сапера, но он не чувствует силу хвата. А наша тактильная перчатка дает "обратную связь" — вы управляете жестами, она повторяет ваши движения и передает ощущения, чтобы вы могли понять, с какой силой надо действовать. Мы сделали самопальные перчатки, побаловались и успокоились, ведь для реализации таких планов требуется финансирование, которого нет.
— Какой проект вы внедрили за последние годы?
Для военных мы пытались разработать систему телемедицины, при которой врач удаленно проводит осмотр пациента по видео. Я недавно ознакомился с приложением скорой помощи, но там есть только функция заполнения протокола вызова. Если бы приложение удалось дополнить такой связью, фельдшер мог бы связаться и проконсультироваться с профильными специалистами на расстоянии.
— В каких еще сферах можно использовать эти системы?
— В сфере образования. Наши программисты могут написать специальные программы для удаленных занятий, а родители при использовании таких систем имели бы возможность наблюдать за уроками. К тому же в регионах наблюдается нехватка учителей. Если школы там оборудовать необходимой техникой, столичные преподаватели смогут проводить открытые уроки дистанционно. Судя по отчету правительства о подключении школ к интернету, это вполне возможно.
Такую же систему реально внедрить для контроля посещаемости уроков. Сейчас везде устанавливают камеры наблюдения. Можно внести в систему фотографии учащихся, и программа будет просматривать, кто в какой части школы находится. Да, тут встает вопрос приватности данных, но если компьютер будет отслеживать только местонахождение школьника, ничьи права не окажутся нарушены.
— Вы сказали, что средств для реализации многих проектов нет. Не хотели бы переехать в страну, где государство финансово поддерживает такие проекты?
— Ну, изобретателей в мире и без меня хватает. На самом деле все идеи лежат на поверхности. Как только оформишь патент, узнаешь, что кто-то где-то уже изобрел что-то похожее.