Лучше всего о плачевном состоянии политических и дипломатических стандартов современного мирового сообщества говорит тот факт, что эпидемия коронавируса немедленно превратилась в инструмент информационной войны. Если разобраться в ситуации чуть глубже, все становится еще грустнее, ибо выясняется, что использование эпидемии в качестве информационного оружия — элемент уже не только внешней, но и внутренней политической борьбы наших уважаемых западных партнеров.
Эта проблема имеет самое прямое отношение к России: мы — часть мировой экономики, а американские и европейские политики сейчас занимаются в основном спасением фондовых рынков и поиском виноватых, а не борьбой с инфекцией.
Сам президент, кажется, более обеспокоен падением рынка акций, чем вирусной инфекцией. И его можно понять: неумолимая статистика говорит о том, что поведение финансовых рынков в предвыборный год сильно влияет на предпочтения избирателей, а значит, рынок нужно поддерживать любыми способами. Именно эта интерпретация действий главы государства просматривается в его заявлениях. И об этом же сообщают источники американских СМИ, например, The Washington Post: "Хотя последние два дня он провел в Индии, Трамп внимательно следил за падением фондового рынка и считает, что жесткие предупреждения Центра контроля и профилактики заболеваний напугали инвесторов".
В качестве пульта управления реальностью президент США предпочитает использовать Twitter, где он уже написал, что "рынок начинает выглядеть очень хорошо", вероятно, намекая, что сейчас надо не паниковать, а покупать акции американских компаний.
Советник Белого дома по экономическим вопросам Ларри Кадлоу призывал покупать акции почти прямым текстом, но почему-то инвесторы предпочитают скупать золото.
В заявлении влиятельного китайского медийщика считывается в том числе и завуалированный намек на то, что американские СМИ очень активно продвигали вбросы, направленные на дискредитацию действий официального Пекина и на критику решительных мер, которые власти КНР принимали для того, чтобы погасить эпидемию. Когда пришло время Вашингтону (а также некоторым европейским столицам) продемонстрировать мастер-класс в сфере прикладной эпидемиологии, результаты оказались не то чтобы очень впечатляющими.
Американский деловой канал CNBC сообщает: "Кандидат в президенты от Демократической партии Майк Блумберг опубликовал ролик, который жестко критикует реакцию Дональда Трампа на распространение коронавируса. "Президент уволил главного специалиста по пандемиям два года назад, — заявил Блумберг. — Тут нет никого, кто мог бы рассчитать, какого черта мы должны делать".
Фанаты Трампа не остаются в долгу. Как сообщают американские медиа, "некоторые сторонники президента видят угрозу более важную, чем распространение чрезвычайно заразного коронавируса: заговор представителей "глубинного государства" для использования вируса против президента".
Как отмечают брюссельские СМИ, хрупкое перемирие между враждующими политическими партиями в Риме было сорвано сразу после того, как премьер объявил, что вспышка заболеваний коронавирусом на севере страны, вероятно, связана с грубым нарушением правил и процедур одной больницы в Ломбардии.
На примере европейской и американской реакции можно увидеть радикальную разницу между "коллективным Западом" и другими странами: готовность к мобилизации и объединению общества и политического класса перед лицом общей угрозы находится на невероятно низком уровне. При любом серьезном кризисе политическая и экономическая система, лишенная способности к мобилизации, просто развалится.
Независимо от того, каким количеством смертей и каким размахом экономического ущерба все закончится сейчас, прогноз на будущее неутешителен: о полноценном и добросовестном международном и межпартийном взаимодействии ради спасения человеческих жизней можно забыть. Ибо возможность заработать внутриполитические и внешнеполитические очки гораздо важнее. Хотелось бы верить в лучшее, но есть риск, что продолжение этого кризиса будет проходить именно в сфере пропаганды и информационных войн: рано или поздно западные политики могут прийти к выводу, что было бы неплохо списать все проблемы, связанные с эпидемией, на какого-то внешнего врага. Возможно, в качестве кандидата на источник всех зол будет выбран Китай, хотя нельзя исключать, что в дело и на этот раз пойдут теории о "российском заговоре".