Братья-борцы рассказали Sputnik Кыргызстан о самых сложных поединках, зарплатах титулованных спортсменов и нечестных соперниках.
— Решение не бороться друг с другом было спонтанным или вы приняли его заранее?
Роман: На чемпионате страны я боролся не в своей весовой категории. Незадолго до состязаний заболел и не смог согнать вес до 67 килограммов. Поэтому выступал в весе 72 килограмма, в котором соревнуется и Руслан. Так мы оказались противниками. Мы понимали, что это может произойти, и заранее договорились не бороться друг против друга. Брат просто отдал мне победу в финале. Несмотря на это, Руслан все равно идет первым номером и в своей весовой категории на предстоящих соревнованиях выступать будет он.
— Как тренер отреагировал на ваше решение?
Руслан: Принял его. Мы взрослые люди и вправе выбирать сами. На чемпионате в 2012 году мы тоже выступали в одной весовой категории. Тогда боролись не по-настоящему.
Роман: В детстве мы много раз дрались, но мне кажется, так быть не должно. Хотя на тренировках мы, конечно, не жалеем друг друга.
— Часто ли ваши противники используют запрещенные приемы или, например, допинг?
Руслан: Однажды на чемпионате мне сломали мизинец. В итоге я сам вставил сустав на место, перебинтовал руку, продолжил схватку и победил. Просто я был уверен, что соперник проиграет: запрещенный прием демонстрирует слабость того, с кем ты борешься.
— Родные когда-нибудь пытались отговорить вас от занятий борьбой?
Роман: Мы стали тренироваться еще детьми, о большом спорте тогда не мечтали. Родители хотели, чтобы мы не бездельничали и не шатались по улицам просто так. Потом были первые результаты, первые победы и призы — DVD-проигрыватель, сервиз (смеется)... Мама и бабушка очень гордились нами. Близкие — наши главные болельщики.
— Извините за вопрос, а что с вашим отцом?
Роман: Родители развелись, когда мы были детьми, и фамилия у нас мамина. Но связь с отцом мы поддерживали, он помогал материально. А несколько лет назад его не стало.
— Руслан, вы участвовали в Олимпийских играх 2016 года. Расскажите, как это было.
Руслан: Перед Олимпиадой у меня была проблема сгонки веса — требовалось сбросить 11 килограммов, чтобы выступать в своей категории (66 килограммов). После сгонки организм был истощен, и я проиграл.
— Какой поединок или турнир вы считаете самым сложным?
Роман: Переход во взрослую сборную — стресс для всех юных спортсменов. У нас очень сильные борцы, сборная Кыргызстана занимает первое место в Азии, поэтому первые соревнования во "взрослой" категории оказались особенно трудными.
Руслан: У меня было много схваток с титулованными спортсменами. Один турнир запомнился особенно сильно. Это был чемпионат в Казахстане, на него приехали известные борцы. Моим соперником стал олимпийский призер, и я победил... Хочу отметить, что наша школа борьбы славится техникой, а у европейских спортсменов преобладают физическая форма и функциональная работа.
— У вас были опасные травмы?
Руслан: Травмы вообще неотъемлемая часть любых соревнований. Как-то на сборах в Сочи я сломал челюсть в двух местах...
Роман: А когда Руслан вернулся из России, я отправился на чемпионат Азии. Выступал в соревнованиях по борьбе на поясах и тоже сломал челюсть.
— У вас случались конфликты с другими спортсменами за пределами борцовского ковра?
Роман: После драки кулаками не машут. Это большая слабость — доказывать свою правоту кулаками после схватки, если на матах ты ничего не продемонстрировал. Такое поведение выдает психологическую неуравновешенность.
Руслан: Правило любого профессионального спортсмена — не драться вне официальных соревнований. Даже если тебя задирают.
— Вы получали дорогие подарки после побед на турнирах?
Руслан: Да, после победы на чемпионате Азии мне подарили машину.
— А в одну девушку когда-нибудь влюблялись?
Руслан: У нас разные вкусы. Единственная общая симпатия появилась еще в школе — у нас была невероятная учительница (смеется). Еще нам обоим нравятся олимпийская чемпионка Елена Исинбаева и французская певица Alizee.