1 апреля стало известно, что на сайте Жогорку Кенеша вынесен на общественное обсуждение законопроект депутата от фракции "Республика — Ата-Журт" Курманкула Зулушева. Он предлагает вместе с парламентскими выборами, которые планируется провести 4 октября, провести и референдум, чтобы народ определил, какая система правления нужна Кыргызстану — президентская или парламентская.
Насколько своевременен этот законопроект, соответствует ли он Основному закону страны и почему зарегистрированный 19 марта закон был вынесен на обсуждение только 1 апреля, Sputnik Кыргызстан рассказал бывший председатель Центральной избирательной комиссии Акылбек Сариев.
— Своевременно ли предложен законопроект о референдуме по госустройству?
— Существует мнение, и оно довольно распространено, что Кыргызстану не подходит парламентская форма правления. Значит, этот вопрос должен быть как-то отрегулирован. А так как народ в большинстве своем тяготеет к президентской форме правления, то это надо бы изменить, а также четко обозначить в Конституции полномочия ветвей власти.
Но при нынешнем положении в Кыргызстане несвоевременны не только вопрос о референдуме, но и многие другие вопросы. Законопроект несомненно важен, но когда страну, да и весь мир волнует проблема коронавируса, поднимать этот вопрос считаю не совсем своевременным. Когда предлагается закон, меняющий, по сути, судьбу страны, нужно широко проводить разъяснительную работу. А у нас сейчас есть такая возможность?
По правилам после регистрации проекта закона через день он должен быть вынесен на общественное обсуждение. Этот проект был зарегистрирован еще 19 марта, и неизвестно, почему произошла задержка на более чем десять дней. Видимо, шли споры, выставлять ли его на всеобщее обозрение. В любом случае предлагать такой закон именно в нынешней ситуации считаю несвоевременным шагом.
— У нас уже вошло в привычку принимать сырые законы, а потом предлагать всякие изменения и дополнения к ним. В итоге у людей голова кругом. А вы заметили в этом законопроекте недостатки?
Все это очень сложная тема, и в ней плохо разбираются не только простые люди, но, как видим, даже специалисты. Поэтому, прежде чем выносить этот вопрос на голосование, среди населения надо провести разъяснительную работу, и только когда будет полное и глубокое понимание сути, можно вести речь о референдуме.
В справке-обосновании говорится, что референдум предлагается провести 4 октября — в день проведения парламентских выборов, и объясняют это экономией средств. Да, действительно, референдум — недешевое мероприятие, и желательно, конечно, проводить его с минимальными издержками. Но представьте себе ситуацию: люди приходят выбирать парламент, а им выдают бюллетени со словами "президентская" или "парламентская". Избиратель просто автоматически может отметить в бюллетене слово "парламентская". В этом случае достигнет закон своей цели? А если это так, то в чем тогда необходимость проведения референдума?
Еще один важный момент — если с небольшим процентным преимуществом на референдуме получит поддержку "президентская" система, то тогда нужно менять и Конституцию. И что делать в этом случае — подгонять Основной закон под президентскую систему или принимать новую Конституцию? А какие и сколько средств на это нужно? В общем, вопросов очень много.
— В социальных сетях идет бурное обсуждение, и люди тоже задаются подобными вопросами. При этом многие кыргызстанцы воспринимают законопроект как провластный.
В этом случае произойдет так же, как с законопроектом о выборном пороге. Как вы помните, тогда высказывалось много мнений и предложений по снижению 9-процентного порога, а Жогорку Кенеш на них не реагировал. И только когда президент сказал, что поддерживает 7-процентный порог, сразу увеличилось число поддерживающих снижение порога.
Так же и сейчас: если глава государства сообщит, что поддерживает проект закона о проведении референдума, то, кроме Курманкула Зулушева, появится еще много инициаторов подобных законопроектов.
— Так найдет ли законопроект поддержку? Пройдет ли он, по вашему мнению?
— По-моему, не пройдет. Во-первых, он ставится вместе с парламентскими выборами, а какой депутат, претендуя на кресло в ЖК, скажет, чтобы люди выбирали "президентское" правление. Никто во время агитации не пойдет на такой шаг.
Во-вторых, если глава государства не обратится к народу и через свой аппарат не сообщит свое мнение, то инициатор законопроекта, возможно, отзовет документ.
— Представим, что проект закона все-таки прошел. Тогда возникает другой вопрос, также серьезно волнующий население: нужны ли 120 депутатов в парламенте?
Еще раз повторюсь — перед референдумом надо проводить разъяснительные мероприятия и только после этого всенародное голосование. Мы до сих пор страдаем из-за поспешно принятых в 2010 году сырых законов, и на этот раз может повториться подобное.