Игорь Юшков, ведущий эксперт Национального фонда энергетической безопасности РФ — для Sputnik
Несмотря на то что 9 апреля состоялись десятичасовые онлайн-переговоры участников соглашения ОПЕК+, полной ясности с результатами данного мероприятия по-прежнему нет. Большинство источников сходятся во мнении, что сторонам удалось достичь договоренности о новой сделке по сокращению добычи. Но обсуждение еще продолжится — в формате G20.
Коронавирус меняет цены
Еще до встречи было известно, что страны — участники соглашения ОПЕК+ обсуждают возможность снижения добычи нефти на 10 миллионов баррелей в сутки. Это большая величина, и многим сторонним наблюдателям может показаться странным, что еще месяц назад (4-6 марта) страны обсуждали возможность снижения производства на 1,5 миллиона баррелей в сутки и не смогли договориться, из-за чего с 1 апреля все государства получили свободу рук в плане объемов добычи нефти. А теперь стороны готовы взять на себя обязательства по снижению производства нефти уже на 10 миллионов баррелей.
Россия тогда исходила из того, что коронавирус Китаем скоро будет побежден, а далее КНР восстановит спрос. Но в итоге вирус распространился по планете, и подавляющее большинство стран борется с пандемией мерами карантина. В итоге весь мир, прежде всего Европа, сократил потребление нефти, что усугубило перепроизводство.
В апреле превышение предложения над спросом на нефтяном рынке оценивается в 15-20 миллионов баррелей в сутки. То есть вся "лишняя" нефть идет в нефтехранилища, как на суше, так и в танкеры, которые используются все больше как плавучие бочки. В условиях отсутствия системы контроля добычи нефти можно было бы просто ждать, пока производство не остановят игроки с наибольшей себестоимостью. В частности, производители сланцевой нефти в США перестали наращивать добычу, когда мировая цена была на уровне 50 долларов за баррель. А при 20-30 долларах за баррель рентабельных проектов добычи сланцевой нефти фактически не остается. Вопрос лишь в том, сколько времени займет сокращение добычи нефти в США.
Однако сейчас, когда потребление нефти в мире рекордно снизилось из-за карантинных мер, ждать, пока разные страны сами сократят добычу по экономическим причинам, невозможно. Ведь через месяц-полтора нефтехранилища переполнятся и придется останавливать производство нефти: она просто будет никому не нужна. В итоге участники соглашения ОПЕК+ договариваются о сокращении добычи нефти на 10 миллионов баррелей в сутки для того, чтобы отсрочить дату переполнения нефтехранилищ. Расчет на то, что Китай и Европа восстановят спрос на нефть до того, как хранилища нефти переполнятся.
Плюсы и минусы для Москвы
Конечно, для России нынешняя сделка будет болезненной. В 2016 году при заключении предыдущего соглашения ОПЕК+ страна достигла исторического максимума ежесуточной добычи и сокращала с этого рекорда. Поэтому определенный для России "потолок" был комфортным. Сейчас же сокращаться придется от стандартного уровня добычи, то есть нужно будет "резать" реальную добычу. В результате может сократиться ВВП и уменьшится приток валюты в страну.
К тому же важно помнить, что сделка не бессрочная. Она предполагает повышение квот на добычу, то есть страны постепенно смогут вернуть производство нефти. Хотя России по ряду причин повышать и понижать добычу сложнее, чем той же Саудовской Аравии.
Справка: сделка ОПЕК+ — это соглашение, которое было заключено в 2016 году между Организацией стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и рядом других крупных производителей нефти — Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Мексикой, Малайзией и некоторыми другими странами.