БИШКЕК, 17 апр — Sputnik. Основные признаки фейковых новостей перечислил на вебинаре редактор центра инновационной журналистики МИА "Россия сегодня" Игорь Кривицкий.
Он выступил спикером на онлайн-семинаре в рамках образовательного проекта SputnikPro. В качестве участников были зарегистрированы десятки журналистов из постсоветских стран.
Кривицкий отметил, что на фоне пандемии коронавируса наблюдается шквал ложных сообщений, и объяснил, как их распознать:
- в конце фейковой информации обычно есть призыв к ее распространению, поскольку она "выживает" только за счет репостов;
- в аудиосообщении неизвестный человек обращается к другому неизвестному и говорит, что власти скрывают информацию во избежание паники;
- утверждается, что ситуация катастрофическая, детали неизвестны, но источник анонимен;
- в аудиосообщении есть доверительное обращение к человеку;
- сообщение очень эмоциональное;
- приводятся сведения об угрозе жизни и здоровью неограниченного числа людей, о многочисленных жертвах;
- информация в фейках трудно проверяется.
"Распространители фейков полагаются на то, что людям лень проверять сведения. Человек скорее сделает два клика и перешлет сообщение, чем будет проверять его на достоверность. Люди сначала эмоционально реагируют на фейк, распространяют его и только потом задумываются. Соцсети позволяют людям тешить свое самолюбие, так как благодаря фейкам они становятся источниками информации, на которую обращают пристальное внимание. Поэтому делается много репостов", — рассказал Кривицкий.
SputnikPro — проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных отделений вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3 тысяч слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.
Февральские модули в Молдове и Таджикистане прошли с аншлагом и стали последними в "докоронавирусной" жизни. Но, как часто бывает, кризис открывает окна новых возможностей. Уже в середине марта московская команда проекта развернула "онлайн-сезон SputnikPro", открытый одновременно для участников из всех стран. В режиме вебинаров эксперты рассказывают журналистам, например, о том, что такое коронавирус и как не путаться в терминах, как проверять информацию в узкоспециальных темах, не запутать себя и пользователя, как получать трафик на новостные ресурсы, но избегать "желтизны".