Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета РФ — для Sputnik
Предложение тратить бюджетные деньги на помощь трудовым мигрантам некоторые эксперты восприняли в штыки. Но они неправы. Ведь речь идет об инвестициях на благо самих россиян.
Если разбираться в ситуации, получится, что Москва обязательно должна помогать мигрантам пережить этот кризис.
Во-вторых, эта помощь является необходимой с точки зрения интересов российской внешней политики.
Несколько дней назад замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков, отвечая на вопрос автора данной статьи о способах выиграть у США идейную конкуренцию, говорил о безусловном конкурентном преимуществе России на постсоветском пространстве.
"Мы считаем, что исторические, культурные, человеческие, экономические, любые другие связи между Россией и соседними государствами, входившими когда-то в одну страну, неизмеримо глубже, фундаментальнее и богаче, чем все то, что США — и при нынешней администрации, и при прежних — предлагают в качестве так называемой альтернативы", — пояснил дипломат.
Эта глубина взаимоотношений позволяет населению соседних стран до сих пор рассматривать Москву и россиян как "своих". Но недостаточно лишь рассказывать об общей истории, нужно на деле показывать, что и россияне считают граждан постсоветского пространства "своими". И не собираются бросать в сложных ситуациях.
Попытки пойти на поводу у отечественных националистов и замкнуться — вплоть до закрытия границ с постсоветскими странами — контрпродуктивны. Понятно, что вопрос о финансовой поддержке мигрантов требует уточнений. Причем не на уровне экспертов, а на уровне властей.
"Мы считаем, что правительство должно внимательно рассмотреть эту инициативу, определить, кто конкретно может получить такую поддержку. Если необходимо, мы внесем соответствующие изменения в законодательство о занятости", — заявил первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Исаев.
Возможно, помощь надо сделать возвратной — например, трудовой мигрант будет постепенно выплачивать государству эту сумму в рассрочку, скажем, через увеличение стоимости трудового патента (в Москве он обходится больше чем в 5 тысяч рублей в месяц).
Конечно, есть вероятность, что мигрант сбежит от выплат домой, но она небольшая, ведь, к сожалению, у сотен тысяч граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана нет альтернативных вариантов трудоустройства, кроме как в России.
В любом случае нужно понимать, что данная помощь — это не благотворительность, а инвестиции в будущее. Наше общее будущее.