Если во многих странах жители смотрят на котировки бирж, то в Кыргызстане с не меньшим вниманием наблюдают за данными по уровню воды в Токтогульском водохранилище. Именно от того, сколько там кубометров воды, зависит, какое количество киловатт-часов выработает сердце нашей энергосистемы — Токтогульская ГЭС. А ведь некогда Кыргызстан активно продавал электроэнергию в Казахстан и Узбекистан, последний раз в 2018 году.
Важные нюансы
Если говорить проще, то в среднем один кубометр воды вырабатывает один киловатт-час. Максимальный объем Токтогульской ГЭС — 19,5 миллиарда кубометров, критический объем — 9,5 миллиарда.
Ситуация с водой
Кыргызстан в прошлом году вступил в период маловодья. Например, если сравнить объем воды в Токтогульском водохранилище на 26 мая этого года с аналогичной датой прошлого года, то воды стало на 1,3 миллиарда кубометров меньше (с 13,6 миллиарда до 12,3), рассказал эксперт управления генерации и передачи энергии Национального энергетического холдинга Аскат Абылаев.
"За апрель-ноябрь прошлого года фактическая средняя приточность в Токтогульское водохранилище составила 91 процент от среднемноголетней нормы", — пояснил он.
Как отметил эксперт, приточность рек зависит от снегонакопления, то есть от количества осадков, как много выпало снега в Нарынской области, в частности в Ат-Башинском районе. Этой зимой снега было немного.
По данным председателя правления Нацэнергохолдинга Айтмамата Назарова, два года назад воды в Токтогулке было на 3,5 миллиарда кубометров больше.
Сколько длится маловодный сезон
Продолжительность разная. Так, в прошлый раз маловодье длилось три года — с 2014-го по 2016-й, ответил Абылаев.
Ситуация с потреблением
Каждый год потребность страны в электроэнергии растет на 5 процентов.
"Если в 2010-м потребность составляла 11-12 миллиардов киловатт-часов, то в прошлом году все 15 миллиардов. Три года назад ежедневная потребность во время осенне-зимнего периода составляла 50 миллионов киловатт-часов, а в декабре-январе доходила до 65 миллионов", — привел два примера Назаров.
Сколько хотят импортировать?
В этот осенне-зимний период Кыргызстан намерен импортировать 1 миллиард киловатт-часов, сказал недавно главный энергетик. Закупать хотят у Казахстана, Таджикистана и Туркменистана.
Зачем импорт, или В деле водная бухгалтерия
Как пояснил Абылаев, если не закупать электроэнергию, в следующем году ситуация может стать сложнее.
"Необходимо накопить побольше воды, чтобы в следующем году не опустить уровень Токтогульского водохранилища до критического — 9,5 миллиарда кубометров. Импорта 1 миллиарда киловатт-часов позволит сэкономить больше 1 миллиарда кубометров воды и бесперебойно обеспечивать население электроэнергией", — пояснил Абылаев.
"Технически кыргызстанская энергосистема может импортировать электроэнергию из таких стран, как Таджикистан, Узбекистан, Казахстан. Также возможен транзит из Туркменистана через сети Узбекистана", — пояснил Абылаев.
Каковы итоги переговоров
С Казахстаном Кыргызстан договорился о поставке 500 миллионов киловатт-часов с сентября по декабрь. На этот год из РК больше импорта не запланировано, но возможны переговоры о поставках в первые три месяца следующего года. С Таджикистаном и Туркменистаном продолжаются переговоры, сказал Назаров.
"С представителями Туркменистана встречались в прошлом году. Из-за коронавируса не было возможности провести встречи, шли только телефонные переговоры, но они идут очень тяжело, поэтому нужно все обговаривать при личной встрече", — сказал глава Нацэнергохолдинга.
Назаров косвенно отметил, что переговоры с Таджикистаном идут лучше.
"До начала пандемии я был в Душанбе. У нас есть договоренность. Надо обсудить определенные детали и после подписать контракт. Я думаю, предстоят еще две-три встречи", — сказал Назаров.
Почему именно Туркменистан, а не Узбекистан
На вопрос, почему Кыргызстан не ведет переговоры с Узбекистаном об импорте, Абылаев сказал, что в РУз дефицит и соседняя страна в период вегетации сама закупает — в этом году, например, у Казахстана и Таджикистана.
По какой цене будут импортные киловатты?
Глава Нацэнергохолдинга не сообщил, во сколько обойдется электроэнергия из РК, пообещав назвать цены после подписания контракта. Еще одна причина избегать разговоров о стоимости — переговоры с другими странами. Но уже известно, что она будет выше тарифа для населения.
Назарову был задан уточняющий вопрос: не вырастут ли цены на импортную электроэнергию, так как во всем регионе маловодье?
"На ГЭС электроэнергию вырабатывают Кыргызстан и Таджикистан. Остальные страны региона получают ее из газа, мазута и угля. Из-за коронавируса упали цены на нефть и газ, на уголь, думаю, тоже снизятся. Но все равно она обойдется дороже, чем гидроэлектроэнергия", — пояснил глава Нацэнергохолдинга.
Также в случае договоренности с Туркменистаном необходимо будет платить Узбекистану за транзит. Цена на него известна, сказал Назаров, но не озвучил ее.
Не повысятся ли тарифы из-за дорогой импортной электроэнергии?
Напомним, в 2014 году Кыргызстан начал впервые закупать за рубежом электроэнергию, что привело к резкому росту стоимости электроэнергии.
"Цена на импорт намного выше тарифа для населения, но он повышаться не будет. Мы находим другие источники и покроем расходы за счет потребителей из другой категории", — пояснил глава Нацэнергохолдинга.
По какой цене раньше Кыргызстан покупал киловатты?
В Нацэнергохолдинге рассказали, что в течение трех лет подряд Кыргызстан закупил у Казахстана и Таджикистана чуть более 1 миллиарда киловатт-часов.
Ниже приведена стоимость одного киловатт-часа:
- 2014 — из Таджикистана по 2 цента, из Казахстана — по 15 тенге;
- 2015 — из Казахстана по 15 тенге;
- 2016 — из Казахстана по 9 тенге.
Взаимообмен с Казахстаном
Как пояснил Назаров, это обычная схема обмена, практикующаяся странами. Например, благодаря ей КР осенью за счет возврата электроэнергии экономит воду на водохранилищах. Но это не импорт, подчеркнул глава Нацэнергохолдинга.
Ожидается ли в следующем году сезон маловодья?
Период маловодья может длиться и два года, и более. Надо ориентироваться на снегонакопление в последующих годах, добавил Абылаев.
Что делать дальше?
Если не будем строить новые ГЭС, Кыргызстан будет зависеть от поставок соседей, вынес вердикт глава Нацэнергохолдинга.