С 1 мая в Кыргызстане постепенно возобновили работу предприятия, вещевые рынки, торговые центры, рекламные агентства, турфирмы и другие компании, а на улицы городов вернулся общественный транспорт.
Некоторые ограничения еще действуют: запрещены массовые мероприятия, а в кафе могут находиться не более 50 посетителей. Представители ивент-индустрии заявляют, что сектор оказался в нокауте: официанты, ведущие, декораторы, музыканты, танцоры, фотографы, повара уже несколько месяцев сидят без работы. Они готовят обращение к правительству, чтобы попросить власти разрешить им возобновить деятельность при строгом соблюдении санитарных норм.
Мы поговорили с представителями данной сферы и узнали, удается ли им найти выход из сложившейся ситуации.
Мы взяли кредиты и прогорели — что говорит декоратор
Декоратор Улугбек Шаршенов пять лет занимается оформлением свадебных торжеств. Он признается, что кропотливо готовился к предстоящему сезону и закупил все необходимые материалы.
"У нас сезонная работа, поэтому мы готовимся заранее. В этом году все пошло не по плану: мы взяли кредиты, купили много декоративных материалов и... прогорели. Сейчас ломаем головы над тем, как погасить задолженность, ведь банки не дают отсрочки", — рассказал оформитель.
В команде Улугбека 12 человек, за долгие годы совместной работы они стали одной семьей.
"Мои люди остались без работы. Как руководитель, я понимал, что они не смогут сразу найти новое место или поменять сферу деятельности. Во время чрезвычайного положения я помогал им продуктами", — поделился собеседник.
Сейчас Шаршенов ищет альтернативные варианты заработка, но ситуация пока остается неопределенной. Чтобы вернуться в прежнюю колею, команде потребуется минимум полгода.
Сорвались большие проекты, но выход нашелся — что говорит организатор мероприятий
Ивент-агентство, возглавляемое Назгуль Джаныбаевой, занимается организацией массовых мероприятий — как праздников, так и деловых событий (форумов, конференций). Коронавирус "накрыл" все большие проекты компании. Этим летом команда планировала провести крупный фестиваль и даже успела договориться со спикерами, спонсорами и партнерами...
Однако с введением ЧП агентство продолжило активно работать на "удаленке", решив сконцентрироваться на другой своей услуге.
"Помимо организации праздников и деловых мероприятий, мы занимаемся логистической поддержкой по контракту. Именно это направление нам удалось развить в период ЧП: в жестких условиях перекрытого города наши сотрудники находили нужные товары и доставляли их по адресу. Мы занимались поставкой гумпомощи, лекарств, масок, спирта, доставляли товар врачам и пограничникам", — объяснила Назгуль.
Однако компания все же понесла материальный ущерб — это связано не только с карантином, но и с лихорадкой на валютном рынке. Сейчас агентство готовится выйти на онлайн-рынок и занимается оцифровкой одной из своих услуг. По мнению Назгуль, именно этот путь может стать выходом из ситуации.
Она подчеркивает, что положение многих ивент-компаний остается сложным: ЧП и карантин полностью парализовали их деятельность.
Коллеги меняют профессию — что говорит ведущий
У ведущего и саунд-актера Урмата Борченова свой взгляд на ситуацию в индустрии. По его мнению, сфера понесла серьезные убытки, но в то же время кризис помог "отсеять" людей, которые случайно оказались в профессии.
"К счастью, некоторые ведущие вернулись в профессию. В какой-то мере это плюс, потому что стать ведущим достаточно просто: купил пару костюмов, посмотрел несколько видео — и готово. Когда все это закончится, хорошие ведущие будут пользоваться большим спросом", — отметил собеседник.
Урмат рассказал, как он и его коллеги выходят из положения.
"Многие задумываются об альтернативных источниках дохода. Некоторые впали в депрессию, кто-то пошел в таксисты, а я уехал в село. Помогаю родителям по хозяйству, пробуду здесь еще пару месяцев. Я всегда был убежден, что не стоит ограничиваться банкетами, потому что иначе ты не развиваешься как творческий человек", — признался Борченов.
Сейчас ведущий развивает свой YouTube-канал и подумывает вернуться на телевидение, где когда-то работал. Он полагает, что даже после снятия ограничений полного оживления сектора ждать не стоит, так как к прежней жизни ивент-индустрия окончательно вернется только через год.
Платить ипотеку нечем — что говорит управляющий рестораном
В прибыльный сезон банкеты проходили почти каждый день, рассказывает управляющий одним из столичных ресторанов Мыктыбек Таласбаев. По его словам, за месяц в заведении проводили 25-26 мероприятий.
"Последние несколько лет сезон для ресторанов длился круглый год. С января по март цены снижались, тем не менее это давало возможность платить сотрудникам зарплату. С июля по декабрь начиналось прибыльное время, а сейчас у нас нет ничего", — заявил Таласбаев.
Он и сам оказался в непростом положении: заначки хватило на первые два месяца без работы, к сегодняшнему дню все запасы уже иссякли.
"Денег не осталось, а кредиты закрывать надо. У меня ипотека — не представляю, как сейчас ее выплачивать", — сказал собеседник.
Пришлось продать машину — что говорит певец
Вокалист Руслан Асанкан больше 10 лет посвятил профессиональной музыкальной карьере и защищал честь страны на международных конкурсах. Сейчас он, как и другие представители ивент-индустрии, остался без работы.
"Карантин перевернул нашу жизнь, потому что раньше мы жили только творчеством. Когда все только начиналось, я чувствовал, что нашу деятельность могут остановить, поэтому постарался накопить денег, но и их не хватило. Пришлось продать машину, чего тоже оказалось недостаточно", — признался певец.
Многие его коллеги тоже были вынуждены продать дорогостоящую технику, чтобы обеспечить свои семьи.
Подработки хватает на хлеб — что говорит су-шеф ресторана
Су-шефу одного из банкетных ресторанов столицы каждый день звонят коллеги и подчиненные. Они спрашивают, когда смогут вернуться к работе, но Мурат Канатбеков не знает, что им ответить. Кыргызстанец сам подрабатывает курьером, чтобы прокормить большую семью.
"В неделю получаю 1000-1500 сомов, это хватает на "перекусить". Работу найти непросто, да и не хотелось бы терять свое нынешнее место. Меня держит мысль, что скоро мы сможем вернуться, но, если ресторан не откроют, придется менять работу, потому что денег нет", — заявил Канатбеков.
Он уверен, что рестораны смогут выполнить все санитарные требования.
"Не думаю, что в маршрутках безопаснее, чем в ресторане. Тем более, если нам разрешат работать, мы будем регулировать число клиентов в зависимости от площади помещения, рассаживать их на безопасное расстояние, мерить всем температуру и вносить данные в журнал контроля", — отметил повар.
Держимся на небольших заказах — что говорит фотограф
Фотограф Никита Черепанов занимается съемкой свадеб и других масштабных мероприятий. Сейчас он берется за все небольшие заказы, например, снимает lovestory для молодых людей, которые готовятся связать себя узами брака.
"Некоторые коллеги специализировались на конкретных съемках, скажем, на рекламных. Во время карантина нечего открывать и продвигать, новых продуктов нет, а значит, нет и заказов на съемку. Видел, что ребята становились доставщиками еды. Я тоже задумываюсь, чем заниматься дальше, если ограничения останутся. Обидно, конечно, столько сил и времени вложено в любимую работу", — признался Черепанов.
Он напомнил, что осенью прогнозируется вторая волна эпидемии, и сказал, что не представляет, как будет выкручиваться, если прогнозы оправдаются.