Заключив соглашение с талибами, США вынуждены диалектически "облагораживать" средневековое террористическое движение, закрывать глаза на череду преступлений вопреки интересам афганского народа и лояльного Вашингтону правительства в Кабуле.
10 июня глава Центрального командования (CENTCOM) США Кеннет Маккензи заявил, что талибы никогда не угрожали Соединенным Штатам. Якобы 19 лет боевых действий американской армии на территории Афганистана объясняются лишь присутствием там боевиков "Исламского государства"* и "Аль-Каиды"*. Маккензи уточнил, что талибы "совсем не друзья ИГ", и затруднился охарактеризовать отношения "Талибана" с "Аль-Каидой".
Очевидно, для продолжения и развития мирного урегулирования в Афганистане талибы и другие представители непримиримой оппозиции (в стране более 30 вооруженных группировок разного толка) должны навсегда "отмежеваться" от одиозной "Аль-Каиды". Вроде бы, вариантов быть не может. Однако руководство "Талибана" негативно отреагировало на доклад ООН, усмотрев лишь признаки утраты авторитета и компетентности международной организации: "В целом этот доклад призван подорвать и разрушить соглашение, которое достигнуто между Исламским Эмиратом ("Талибаном". — Ред.) и Соединенными Штатами, и которое является важным инструментом и средством прекращения войны в Афганистане".
На наших глазах происходит передергивание фактов и подмена понятий, которые неизбежно приведут к новому витку гражданской войны в ИРА, создадут новые угрозы соседним странам Центральной Азии. Степень взвешенности, конструктивности и реалистичности соглашения американцев с талибами вызывала сомнения изначально.
Разрушение устоев
"Талибан" стремится к власти, предпочитает на этом пути военные средства и ощущает себя основой некоего нового государства. Упомянутый талибами "эмират" — форма правления исламского государства, возглавляемого эмиром (власть предается по наследству). Слово "эмират" тождественно понятиям халифат, султанат и имамат, но многих афганцев подобные перспективы не радуют. Сегодня Афганистан — исламская республика, народ которой выбирает президента и депутатов парламента.
На этом фоне афганская администрация готовится к переговорам с талибами в Катаре. Делегацию возглавит Абдулла Абдулла, руководитель Высшего совета по национальному примирению Афганистана и давний противник "Талибана". Вашингтон грозится лишить Кабул финансовой поддержки и принуждает к взаимодействию, напоминающему серию односторонних уступок и капитуляцию. Если стороны выполнят обязательства по освобождению пленных, из тюрем выйдут более 5 000 талибов и всего 1 000 захваченных в плен военнослужащих и сотрудников сил безопасности. Явно неравноценный "обмен" с вполне предсказуемыми последствиями. К началу июня свободу получили 2 700 талибов и 420 афганских силовиков.
Угрозы соседям
Попытки вывести террористическую активность той или иной влиятельной группировки в политическую плоскость и создать иллюзию легитимности ни к чему хорошему не приведут. Талибы по-прежнему генерируют значительную военную опасность и контролируют наркотрафик планетарного масштаба. Ситуация парадоксального "братания" Пентагона с "Талибаном" крайне неустойчива, и совершенно бесперспективна. Ресурсы сторон для поддержки иллюзии мирного процесса ограничены, новый кризис неизбежен. Поэтому Россия всячески содействует укреплению границ и военной безопасности центральноазиатских союзников — Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана.
Растущее влияние военно-религиозного движения и эскалация насилия в Афганистане угрожают соседним государствам. Ранее талибы атаковали блокпосты правительственных сил в уезде Янги-Кала, вблизи афганско-таджикской границы — погибли семеро бойцов самообороны, двое получили ранения. Афганские силы безопасности отмечают активизацию таджикских боевиков на севере страны. Обстановка требует от государств ОДКБ и Узбекистана критичного анализа, адекватного реагирования, укрепления южных рубежей.
В сложной региональной конфигурации отношений необходимо учитывать позицию отдельных соседей, традиционно незаинтересованных в мире на афганской земле, обеспечивающих группировки талибов оружием и ресурсами, а их семьи — жильем. По данным Пентагона, юго-западная пакистанская провинция Белуджистан сегодня является для талибов базовой и опорной, то есть группировка давно вышла за пределы ИРА географически и трансформировалась в международную по сути.
Вашингтон начал серию военных операций против "Талибана" в 2001 году — за укрывательство родственной террористической группировки "Аль-Каида" (после терактов в США 11 сентября). За столом переговоров официальные представители Соединенных Штатов и "Талибана" оказались через 18 лет боевых действий, и 29 февраля в Дохе (Катар) подписали соглашение о мире, которое предусматривает поэтапное сокращение численности американских войск в Афганистане (до нуля) при условии, что талибы воздержатся от насилия и примирятся с официальным Кабулом. Однако вооруженный конфликт в республике продолжается.
* Террористическая группировка, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран.