00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:00
3 мин
Жаңылыктар
11:01
3 мин
11:54
6 мин
Ежедневные новости
12:00
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
4 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 08:00
08:00
4 мин
Будь в курсе
Знают ли кыргызстанцы свои права и как повысить юридическую грамотность в обществе?
08:05
53 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
5 мин
Күн башат
Өлкөдөгү адистерди даярдоо маселеси жана эмгек рыногундагы өзгөрүүлөр, суроо-талаптар
09:06
49 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 10:00
10:01
3 мин
Максимальный репост
«Манас» в XXI веке: как эпос сохраняет свою актуальность и чему может научить нас сегодня?
10:04
48 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 11:00
11:01
3 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Депозиттерди коргоо фондунун суммасы 7 млрд. сомдон ашты — дедолларизация, финансылык сабаттуулук
11:04
41 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
3 мин
Максимальный репост
Контроль и эффективность: как работают механизмы исполнения решений в Кыргызстане
12:05
2 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Күн башат
Өлкөдөгү адистерди даярдоо маселеси жана эмгек рыногундагы өзгөрүүлөр, суроо-талаптар
13:05
49 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ачык кеп
Эхинококкоз, альвеококкоз оорулары көбөйүп, генофондго коркунуч жаратууда
15:04
43 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
0 мин
Структура личности
Современная поэзия – почему стихи актуальны в любую эпоху
16:04
42 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Экономикалык панорама
“Экинчилердин биринчисиби?” Түркиянын экономикасы
17:04
53 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Тема дня
Мониторинг бизнеса: защита потребителей или новая волна проверок?
18:07
52 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
5 мин
Кеменгер
4-декабрь, "Манас" күнү. Эпосту жайылтууда кандай илимий иштер жүрүүдө?
19:06
44 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
5 мин
Между строк
Волшебный мир книг: как литература помогает детям расти
20:06
52 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 21:00
21:01
3 мин
Ачык кеп
Эхинококкоз, альвеококкоз оорулары көбөйүп, генофондго коркунуч жаратууда
21:04
43 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1
Как наши предки наказывали за измену?
16 вопросов о преступлениях кочевников
Как наши предки наказывали за измену?
16 вопросов о преступлениях кочевников
Как казнили кочевников? Практиковали ли они пытки? Каким было одно из самых страшных наказаний? Мы узнали ответы на самые интересные вопросы о правосудии у кыргызов и казахов.
За всю историю человечества было придумано множество жутких казней и пыток, но пальму первенства в этом вопросе держит Китай. Именно там изобрели 2 400 видов смертной казни, включая самые экзотические, например, когда человека усаживали на ростки бамбука. В течение нескольких дней растение впивалось в тело жертвы, и преступник погибал в страшных муках.

Запад тогда тоже не отличался человеколюбием. Например, в средневековой Европе фальшивомонетчиков варили заживо, а ведьм сжигали на кострах.

В то время цивилизация кочевников была своего рода островком демократии и гуманизма. Разумеется, и у наших предков были смертные казни, но к ним прибегали только в исключительных случаях. Для этого требовалось одобрение самого бека или хана.
1
Как казнили кочевников?
1
Как казнили кочевников?
Самые распространенные виды казни, которые применялись в казахском и кыргызском обществе, — это повешение, удушение и утопление. Также преступника могли столкнуть со скалы, привязать к хвосту лошади и пустить ее вскачь или оставить связанным в горах — тогда о несчастном "позаботились" бы волки. Как правило, посмотреть на казнь приходило много народу.

Однако просто так людей не казнили: все-таки процесс выживания в горах или степи был сам по себе делом непростым, поэтому к каждому члену племени кочевники относились бережно.
2
Были ли у кочевников тюрьмы?
2
Были ли у кочевников тюрьмы?
Из-за суровых жизненных условий строить тюрьмы они не могли, объясняет кандидат юридических наук Насиба Эшмурадова.

"Если в Коканде были ямы, наполненные клопами, то в эреже (правилах. — Прим. ред.) кыргызов не встречаются упоминания о тюрьмах. Во-первых, у нас технически отсутствовали здания, куда можно было бы поместить человека. Во-вторых, арестанта нужно было кормить, охранять. Это как минимум лишние расходы", — отметила она.
3
Как наказывали за убийство?
3
Как наказывали за убийство?
Чаще всего преступнику нужно было понести особое наказание — кун. Это когда убийца возмещает ущерб родным жертвы. Стоимость куна варьировалась в зависимости от того, к какому роду принадлежал убитый.

Разумеется, кун за убийство самых богатых и знатных людей мог достигать астрономических цифр. Например, манап Уметалы в XIX веке запросил за убитого брата 6 рабов, 5 верблюдов и 17 лошадей, а за убийство Ормон-хана потребовали 100 девушек на лошадях и в полном убранстве.
Сколько должен был заплатить преступник родным жертвы
* при цене в 933 доллара за лошадь и 2 666 долларов за верблюда
Львиная доля добра переходила родственникам жертвы, 10 процентов от суммы куна нужно было отдать судьям за работу. Сейчас времена изменились. Например, в Кыргызстане семья убитого может получить максимум 100 тысяч сомов моральной компенсации (чуть больше 1,3 тысячи долларов). При этом преступник проведет за решеткой от 10 до 12 лет.
4
За убийство каких людей не выплачивали компенсацию?
4
За убийство каких людей не выплачивали компенсацию?
В кочевом обществе семья убитого не всегда могла претендовать на возмещение ущерба. Например, кун не полагался за убийство человека с психическими отклонениями или грабителя, который погиб при совершении преступления.

Если убийство было совершено по неосторожности, родственники погибшего также не могли претендовать на кун. Не выплачивался он и за женщину, которая, не выдержав издевательств мужа, наложила на себя руки.
5
Как наказывали за измену?
5
Как наказывали за измену?
Разумеется, в те времена люди и слышать не хотели про сексуальную свободу, поэтому жестоко карали изменников, особенно изменниц. Например, в Европе неверной жене могли обрить голову, провести по улицам, обваляв в дегте и перьях, или отправить в монастырь. Китайцы и вовсе обмазывали несчастную салом и натравливали голодных собак.

По шариату измена также считается тяжким грехом. Если один человек из пары состоял в законном браке, то любовников закапывали по пояс в землю и забивали камнями до смерти. Кроме того, факт измены должны были подтвердить четыре свидетеля.

Жестокие законы по отношению к изменникам царили и в Кокандском ханстве: там любовников тоже забивали камнями или сбрасывали с минарета.

Что касается свободных кочевников, то в кыргызском и казахском обществе методы воздействия на неверных супругов были гораздо мягче. Мужчине-прелюбодею полагалось лишь выплатить штраф. Что касается изменницы, то муж мог выгнать ее из дома, забрав калым и детей. Также обманутый супруг мог потребовать от родственников жены штраф — лошадь и от одного до девяти халатов.

При этом женщина-кочевница имела права потребовать развод, утверждает доктор юридических наук, профессор Бекбосун Борубашов.

"И кыргызские, и казахские женщины имели право на развод в пяти случаях. Не думайте, что тогда судьбу человека решал только мужчина, нет! Жена могла развестись, если доказано, что муж — импотент, не заботился о семье в материальном плане, если 6 месяцев и 13 дней не появлялся дома", — рассказал ученый.
6
Что грозило жениху, укравшему невесту?
6
Что грозило жениху, укравшему невесту?
Даже сейчас в Казахстане и Кыргызстане некоторые молодые люди крадут невест. Так многие решают сэкономить на калыме: сейчас его размер варьируется от 500 до 7 000 долларов.

Кроме того, современные похитители невест ошибочно полагают, что это красивая дань традициям, однако исторические документы гласят: закон был очень суров к таким джигитам. Молодой человек должен был не только вернуть похищенную красавицу, но и уплатить штраф.
Преступник в любом случае должен был вернуть женщину
7
Что полагалось за оскорбление человека?
7
Что полагалось за оскорбление человека?
Кочевники всегда придавали большое значение словам. Человек мог дорого поплатиться за слишком острый язык. Например, если обидели старшего по возрасту кочевника, то должны были отдать ему лошадь и халат (933 доллара без учета халата).

Если простолюдин обидел знатного человека, он должен был заплатить уже две лошади и два халата, а вот обиженный бедняк мог потребовать только один халат.

Кочевники могли оскорбить человека не только словесно. Например, в знак неуважения они отрезали хвосты у скота неприятеля или рукава и заднюю часть его чапана. Обычно потом обидчики должны были возместить стоимость животного или испорченной одежды.

Сейчас за оскорбление чести и достоинства тоже можно поплатиться солидной суммой. И если психологические страдания простых людей редко оценивают в сумму свыше тысячи долларов, то за моральный ущерб, например высокопоставленному чиновнику, придется выплачивать миллионы — вспомним хотя бы громкие дела против журналистов.
8
Применялись ли к преступникам пытки?
8
Применялись ли к преступникам пытки?
В кочевом обществе людей старались не калечить, ведь так племя лишалось кормильца и получало взамен нетрудоспособного человека, которого надо было кормить. Пытки и истязания преступников считались исключительным случаем.
9
Как узнавали правду, если нельзя было пытать?
9
Как узнавали правду, если нельзя было пытать?
На суде кочевники нередко давали клятву или присягу. В те времена к словам в принципе относились очень серьезно, а уж солгать во время клятвы вообще считалось чем-то из ряда вон выходящим.

В качестве свидетелей никогда не допускались люди с психическими отклонениями, так называемые "булганган адам" — то есть люди с запятнанной репутацией. К ним причисляли лжецов, извращенцев и прочих недобропорядочных лиц. Также не принимались во внимание показания рабов, несовершеннолетних (подростков до 15 лет) и женщин — за последних могли поручиться родственники мужского рода.

Не давали клятву и знатные персоны, так как в принципе никто не мог сомневаться в правдивости их слов.

"Аксакал давал слово перед Всевышним, перед духами своих предков, было такое событие или нет. Этого было достаточно, никаких пыток не требовалось", — рассказывает профессор Бекбосун Борубашов.
10
Как давали клятву на суде?
10
Как давали клятву на суде?
Где-то было принято клясться, 7 раз обходя могилы предков, в некоторых племенах присягали у священного камня, источника или дерева (им чаще всего выступал боярышник).

До наших дней сохранился такой экзотический способ, когда свидетеля сажали в свежевырытую могилу и заставляли говорить правду.
11
Что было, если преступник не мог расплатиться с пострадавшими?
11
Что было, если преступник не мог расплатиться с пострадавшими?
Вы же помните, что за убийство преступник должен был выплатить семье жертвы 300 лошадей? И тогда, и сейчас это колоссальная сумма. Если таких денег у убийцы не было, финансовое бремя взваливали на себя его родственники.

"Если я совершил преступление, то мне нужно заплатить 300 лошадей, а у меня всего три. Остальное выплатят мои родственники, и потом они заставят меня работать, чтобы я восстановил часть их имущества", — отметил профессор Бекбосун Борубашов.

Если даже у рода не хватало скота расплатиться, преступник со своими родными должен был батрачить на семью потерпевшего. Бывали случаи, когда приходилось отдавать детей и братьев в рабство, а дочерей и сестер в жены.
12
Каким было одно из самых страшных наказаний?
12
Каким было одно из самых страшных наказаний?
Когда племя видело, что преступник неисправим, к нему могли применить самое страшное наказание кочевников — изгнать из рода. По сути, это было что-то вроде смертной казни.

После того как бии принимали решение, с отверженным уже никто не смел разговаривать, ни один член племени не мог принести ему еду или оказать помощь.

Изгой должен был покинуть родных до конца жизни, вот только она обещала быть короткой: выжить в одиночку в горах или степи практически невозможно. Рано или поздно отшельника одолевали болезни или волки.
13
Что следовало, если племя отказывалось возмещать ущерб?
13
Что следовало, если племя отказывалось возмещать ущерб?
При подобных ситуациях семья жертвы могла устроить барымту — то есть набег на село обидчиков.

"Для барымты необходимы определенные условия. Например, нужно было открыто предупредить об этом, также барымта должна была совершаться обязательно днем", — рассказывает профессор Бекбосун Борубашов.

В барымте участвовало все мужское население враждующих родов. Обычно стороны стремились угнать скот, но и убийства неприятелей становились обыденными в такой ситуации. Историки отмечали, что во время барымты угоняли женщин, детей, уничтожали юрты.

Часто с помощью барымты решался вопрос мести. Например, в историю вошло кровавое лето 1867 года, когда крупный манап племени солто Байтик баатыр не поделил невесту со знатным саяком Рыскулбеком из Кетмен-Тюбе. Была развязана барымтовая война, в которой саяки убили многих воинов племени солто.

В итоге конфликт решили с участием знатных феодалов и царского штабс-капитана Мединского. Род солто пересчитал убитых и раненых, саяки были вынуждены уплатить кун скотом и принести очистительную присягу.
14
Кем были судьи?
14
Кем были судьи?
В кочевом обществе судьями выступали бии. Обычно они никем формально не избирались. Как правило, это были родственники знатных феодалов. При этом сложно представить, что бий — выходец из знатной семьи — честно защищал права бедняков.

"Все зависело от случая, личных отношений, но не от закона. Таков характер суда биев. Он не гарантирует справедливости и допускает всякое вмешательство", — писал известный русский этнограф XIX века Григорий Загряжский.

Советские ученые также склонялись к тому, что бии — это орудие, которое способствовало угнетению народных масс.

При этом возможности оспорить решение суда биев у людей практически не было. Жалобы на несправедливое решение судьи считались унижением их достоинства, а недовольного могли наказать телесно — тем более, если тот был бедняком.

Народ мог наказать нечестного судью лишь одним способом — перестать к нему обращаться, отмечает кандидат юридических наук Насиба Эшмурадова.

"Стороны могли обратиться к любому бию, к которому пожелают и в чьей справедливости они были уверены. Если судья зарекомендовал себя как несправедливый человек, который выносит нечестные решения, то к нему просто переставали обращаться", — рассказала она.
15
Судили ли кыргызов по шариату?
15
Судили ли кыргызов по шариату?
Да, в XVIII веке в южных регионах Кыргызстана появились суды казиев, которые вершили правосудие по шариату. В основном эта практика продвигалась Кокандским ханством. Казий был не только судьей, но и духовным лицом.

Тем не менее честность и справедливость судов казиев тоже были под вопросом. Современники вспоминали, что казии часто делали знати дорогие подарки — так они могли быть спокойны за свою должность. Хотя жаловаться на них тоже не полагалось, считалось, что это "смертный грех против бога, ибо они творят суд на основании шариата".
16
Какие суды были строже — кыргызские или по шариату?
16
Какие суды были строже — кыргызские или по шариату?
Суды казиев были гораздо суровее судов биев. Шариат предусматривал более жестокие наказания — вспомните только, как казнили за супружескую измену! За воровство же отрубали руку, в то время как в кочевом обществе достаточно было уплатить штраф.

"Адат (обычай) — это закон человеческого общества, а шариат — божий закон, и он предусматривает более суровое наказание", — отметил профессор Бекбосун Борубашов.

Суди биев и казиев перестали действовать с приходом советской власти, хотя в регионах кыргызская Фемида действует по сей день. Часто народ решает свои конфликты, обращаясь за помощью не к милиции, а к аксакалам. Вот такими живучими оказались традиции.
Автор
Асель Минбаева

Источники
Издание "Обычное право кыргызов" С. К. Кожоналиева, издание "История государства и права Кыргызской Республики" Б. И. Борубашова, научная статья "Уголовное право кыргызов по нормам адата и шариата" Н. Д. Эшмурадовой, открытые источники

Фото
архив Sputnik, SLUB Dresden / Deutsche Fotothek / Gottfried Merzbacher

Дизайнер

Даниил Сулайманов

Руководитель

Эрнис Алымбаев
Лента новостей
0