Хотите, чтобы меня убили за это интервью? Бишкекчанка о тайнах супермаркетов

© AFP / INA FASSBENDERДевушка в медицинской маске в супермаркете. Архивное фото
Девушка в медицинской маске в супермаркете. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Мы привыкли относиться к отечественным производителям почти как к героям, которые, невзирая на сложности, продвигают страну вперед. Однако не всегда картина настолько радужная, уверяет бывшая сотрудница торговой сети Ксения Кочергина.

Раньше Ксения работала директором департамента маркетинга крупной торговой сети. Она раскрыла секреты внутренней кухни этого рынка, которая обычно скрыта от глаз рядового покупателя.

— Считается, что супермаркеты "гребут деньги лопатой". Люди же видят, что на кассах всегда очереди, покупатели оставляют в магазинах огромное количество средств. Но в своем посте в Facebook вы назвали ритейл низкоприбыльным бизнесом. Как такое возможно?

— За последние пару лет с местного рынка ушли такие игроки, как "Супер Арзан", "7 дней", "Боорсок", Beta Stores. Если бы этот бизнес был очень прибыльным, массовых закрытий не произошло бы.

Давайте поговорим о том, что вы видите на кассах. Да, туда действительно попадают большие объемы наличности, но это валовый оборот. Большую часть средств супермаркет отдает поставщикам за товар, оплачивает аренду помещения и налоги. Например, компания, в которой я трудилась, работает абсолютно "по-белому" (это я могу сказать с уверенностью в миллиард процентов). В итоге доходность супермаркетов составляет менее одного процента от оборота. Это не только у нас — во всем мире.

— Почему так много торговых сетей закрылись за последнее время? Это совпадение?

— Нет, результат жесточайшей конкурентной борьбы. Крупные игроки начали снижать цены — они могут себе это позволить и удержаться за счет большого оборота. В таких условиях небольшие сети просто не выжили. Сейчас на рынке остались только три торговые сети — Globus, "Народный" и "Фрунзе". Я не говорю о региональных сетях, где меньше пяти магазинов.

— Можно ли сказать, что супермаркеты делают большую наценку на товар? Как вообще это рассчитывается?

Бизнес-консультант Евгений Рязанов - Sputnik Кыргызстан
Ошибка надменного миллионера едва не сгубила его бизнес — история кыргызстанца
— По-разному. Например, есть социально значимые товары, которые либо продаются вообще без наценки, либо она минимальна. Также существуют товары, называемые генераторами траффика. Вы не замечали, что в супермаркете бананы стоят гораздо дешевле, чем на базаре? Знаете, почему? Сети намеренно торгуют бананами и некоторыми другими товарами без наценки, чтобы покупатель выбрал не рынок, а супермаркет. Придет за бананами — купит что-то еще.

Размер наценки объясню на примере. Допустим, товар стоит 100 сомов. Мы прибавим среднюю наценку в 10 процентов — получается 110 сомов. От этой суммы рассчитывается еще 12 процентов НДС и 1 процент налога с продаж. Итого 125 сомов.

Потребитель видит такую цену и думает: "Ничего себе! Супермаркет аж 25 сомов с одного товара получает". Но фактически прибыль торговой сети составляет всего 10 сомов, а ведь из этих денег нужно покрыть расходы на зарплату, аренду помещений и прочее. Супермаркеты в принципе не делают больших наценок, ведь покупатель всегда может "проголосовать рублем" и выбрать рынок.

— У наших производителей действительно есть проблемы с безопасностью продукции?

— В торговой сети, где я работала, есть лаборатория. Иногда она налагает запрет на продажу товара определенного поставщика. Например, нередко в продуктах выявляют повышенное содержание кишечной палочки, а это чревато пищевым отравлением. Еще в пищевых товарах можно обнаружить посторонние предметы, скажем, волосы или насекомых. К сожалению, не все наши производители соблюдают санитарные нормы, хотя и у нас есть бренды, перед которыми я снимаю шляпу. Они вкладывают сумасшедшие деньги, чтобы соответствовать всем стандартам безопасности.

— Что бывает, если в товаре обнаружили "что-то не то"?

— Во-первых, такой товар убирают с полок. Сразу. По всей сети идет экстренное распоряжение убрать целую партию и вернуть ее поставщику. Возможно, потом эта продукция отправится туда, где ее примут без всяких документов.

Большинство местных поставщиков очень боятся за свою репутацию. Если поступила жалоба, или наша лаборатория что-то обнаружила, они сами бегут и забирают товар. Бизнесмены в первую очередь заинтересованы в том, чтобы покупатели не пострадали.

— В торговле есть такое понятие, как ретро-бонус. Объясню читателям на примере. Допустим, компания N производит сок и поставляет его в супермаркет. Если супермаркет продаст определенное количество сока, производитель выплатит ему заранее оговоренную сумму — это и называется ретро-бонус. На днях у нас разразился скандал: крупные производители обвинили одну торговую сеть в повышении этих самых ретро-бонусов и других платежей. Почему так произошло?

Предприниматель Филипп Грибанов - Sputnik Кыргызстан
Это очень выгодно! Как в съемной квартире в Бишкеке открыл бизнес россиянин
— Да, ретро-бонус — это способ поощрения торговой сети, чтобы она была заинтересована продавать ваш товар. Я не знаю, что сейчас произошло, но ретро-бонусы — общемировая практика.

В нашей стране есть проблема: к примеру, производитель поставляет товар в супермаркет по 65 сомов за штуку, а на рынок — по 50. Естественно, магазин возмущается: "А почему нам дороже? Вы либо и для нас снижайте цену, либо увеличивайте сумму ретро-бонуса, чтобы мы тоже зарабатывали".

— Почему производитель не поставляет и в супермаркеты товар по сниженной цене? Это же хорошо, когда покупатель видит на одной полке несколько похожих товаров и берет ваш, потому что он дешевле.

— Хотите, чтобы меня убили за это интервью? Я, конечно, не берусь утверждать, но кое-какие догадки на сей счет у меня есть. Вы же понимаете, что супермаркет требует определенной документации, а значит, надо работать "по-белому". Я очень сомневаюсь, что на рынок товары поступают со всеми счетами-фактурами, но опять же ничего утверждать не берусь.

— Один мой знакомый работал в супермаркете и рассказывал, что руководство "вешает" все денежные риски на сотрудников. Дескать, если у товара истек срок годности, а он остается на полке, оштрафуют рядового работника за то, что вовремя его не сдал. Это так?

— Правильно, просроченный товар должен быть вовремя убран с полки. Смотрите, как это работает: у всех торговых сетей есть договоренности с поставщиками о возврате продукции, срок годности которой вот-вот истечет. То есть незадолго до этого времени супермаркет может просто вернуть товар обратно, и ему вообще неинтересно продавать просроченное. Однако, если сотрудник халатно отнесся к своим обязанностям, и такой продукт остался лежать на полке, ему сократят премиальную часть выплат, либо он может просто выкупить этот товар.

— А как насчет слухов о том, что работники супермаркетов переклеивают наклейки со сроками годности?

Посетители тренажерного зала проводят разминку. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Коврики не моют месяцами — грязные секреты тренажерных залов Бишкека
— О, это моя любимая тема! Расскажу, что происходит на самом деле. Допустим, вы видите на колбасе переклеенный ценник. Тут два варианта. Во-первых, возможно, этот товар совсем недавно продавали по акции, то есть по сниженной цене. Теперь цена выросла, а значит, штрихкод надо переклеить. Не смотрите там дату изготовления, ведь на штрихкоде в большинстве случаев проставляется дата, которая автоматически указана на весах. Настоящую дату изготовления заявляет производитель, она есть на упаковке каждого товара, и никто не может ее "перебить".

Второй вариант: если товар не в вакуумной упаковке, всегда есть процент усушки. Колбасу необходимо заново взвешивать каждые два дня, потому что ее вес уменьшается. Тогда наклеивают другой штрихкод.

— А кто в супермаркетах компенсирует случаи воровства?

— Охранное агентство, это же его работа. Если при инвентаризации обнаружилась недостача, агентство покрывает ее.

— Вообще часто ли бишкекчане воруют?

— Очень часто! Как правило, такие вопросы решаются на месте: люди оплачивают украденное, и их отпускают. Если кражи систематические, заводят уголовное дело.

В последнее время попадается много детей. У них тренд такой — челленджи в интернете, когда надо вынести что-нибудь из магазина. Я как раз работала в департаменте, который занимался подобными ситуациями. Боже, сколько таких детей было! Ты их уговариваешь дать номер телефона мамы, папы или учителя, а они ревут... Это ужасно.

— Зачем проводят все эти акции и распродажи? Вы сами покупаете товары по акциям?

— Я регулярно покупаю товары на распродаже. Это выгодно и магазину, и поставщику, и потребителю. Объясню, почему. Для производителя акции — отличный способ "продвинуть" свой продукт и занять часть рынка другого производителя. Торговой сети это интересно, потому что скидки и акции привлекают людей. Покупатель выигрывает, так как получает товар по самой выгодной цене.

Исполнительный директор крупного ломбарда Умед Нарзикулов - Sputnik Кыргызстан
Грязные схемы недобросовестных ломбардов Бишкека раскрыл эксперт — интервью
Но тут есть один момент: товары по акциям в супермаркете стоят дешевле, чем на рынках, поэтому продавцы из маленьких магазинов и с базаров устраивают массовую скупку. Вот и предусмотрены ограничения: например, не более пяти штук в одни руки. Как вы думаете, почему многие акции работают только при наличии карты лояльности? Потому что так можно ограничить скупщиков.

Однако есть люди, у которых по 50 таких карт, и они приходят на кассы с горой подгузников или стирального порошка. Мы об этом знаем и просто устали бороться.

— А в чем проблема? Продажи-то растут...

— Поставщику это невыгодно, ведь торговцы с базаров и из небольших магазинов перестают закупать товар у него, тем самым обрушивая рынок. Производитель настаивает, чтобы супермаркет боролся с перекупщиками.

— Многие местные производители жалуются, что их товарам трудно попасть в супермаркеты. Каковы критерии отбора?

— Их несколько. Скажем, торговая сеть собирает информацию о том, какие товары популярны у населения. В этом случае она сама находит поставщиков.

Теперь представим другую ситуацию: супермаркет имеет пять поставщиков средства для мытья посуды, а тут приходит шестой. Полка-то не резиновая, и чтобы его принять, нужно кого-то вывести.

Есть еще один момент: у большинства местных производителей нет соответствующей документации, чтобы заключить контракт с торговой сетью. Супермаркет ведь требует и сертификат соответствия, который доказывает, что продукция безопасна, а он имеется далеко не у всех.  Конечно, речь о небольших компаниях, у гигантов производства все документы есть.

Обязательно почитайте, как в Бишкеке совершаются сделки по покупке недвижимости.

Лента новостей
0