МОСКВА, 27 июн — Sputnik, Данара Курманова. Уже почти тридцать лет 27 июня в России отмечают День молодежи. Но молодежь России — это не только россияне. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, сегодня в стране учатся 297 тысяч иностранных граждан.
Зайниддин Абдулкасимов: "В России мой интерес к медицине стал еще сильнее"
Зайниддин Абдулкасимов приехал в РФ из Кыргызстана. Сегодня он один из лучших выпускников Башкирского государственного медицинского университета. Молодой человек прекрасно понимал, что приезжим ребятам иногда трудно освоиться в чужой стране, да еще и учиться в медицинском вузе. Поэтому он решил помочь студентам и стал вести занятия в кружке "Анатомия человека".
"Объем информации в медицинском всегда большой. Некоторым студентам бывает трудно, и мы дополнительно объясняем теорию, подтягиваем практику на муляжах", — говорит Зайниддин.
В разгар пандемии COVID-19 он отправился помогать врачам в уфимский коронавирусный госпиталь. По словам самого Абдулкасимова, никакого героизма в этом поступке не было — просто он будущий врач.
"Конечно, было немного страшно. Ты же понимаешь, что рискуешь здоровьем... Ну и реально тяжело работать по шесть часов в противочумном костюме", — рассказывает парень.
Кыргызстанец отмечает, что интерес к будущей профессии сильно зависит от вуза.
"Мне хочется, чтобы вы это написали. Я благодарен преподавателям. Они сделали все, чтобы моя любовь к медицине стала еще сильнее", — признается Зайниддин.
Зарэ Геворкян: "Хочется показать Армению с лучшей стороны"
Зарэ Геворкян тоже спасал пациентов с коронавирусом, только в Москве, в Федеральном центре мозга и нейротехнологий. Он стал одним из первых студентов Российского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, которые решили помогать врачам бороться с COVID-19. Каждую смену в Центре мозга Зарэ в шутку называет "зоной отчуждения".
"Самым трудным было непонимание того, что тебя ждет. Болезнь новая, ты надеваешь костюм, заходишь в отделение реанимации. Тебе сложно, но все просто исчезает, когда ты отключаешь очередного пациента от аппарата ИВЛ, потому что не только спас ему жизнь, а вернул его семье. И самое главное — это труд множества людей, которые сделали все вместе, бок о бок. А руководство больницы очень о нас заботилось", — рассказывает Геворкян.
Помощь коронавирусным пациентам — не первая серьезная медицинская практика для Зарэ. Три года он проработал медбратом в отделении пересадки почки Российского научного центра хирургии.
"Пациенты там тяжелые, лежат в больнице довольно долго, и в итоге ты к каждому относишься как к родной душе. У них каждый день — борьба. Был один больной, который стоял в очереди на пересадку почки три года и выдержал. Это мужество. Мы до сих пор иногда переписываемся", — говорит медик.
Стать врачом Зарэ решил благодаря маме-терапевту, поэтому к учебе отнесся серьезно с первого курса — все шесть лет участвовал в конференциях, писал научные статьи, побеждал на олимпиадах по медицинской диагностике и хирургии. Результат всех этих стараний — именная стипендия правительства Москвы и красный диплом. К тому же молодой человек успевал руководить армянским землячеством в вузе.
"Времени хватает всегда, даже во время учебы в медицинском, просто нужно его правильно распределять. Мне нравится общественная деятельность. Раз в году мы участвовали в фестивале народов университета — проводили концерты, знакомили людей с национальной кухней. Хочется показать Армению с лучшей стороны", — объясняет выпускник.
Виктория Гветадзе: "Как настоящая грузинка, я даже диссертацию пишу про вино"
Виктория Гветадзе со школы мечтала учиться в Российском университете дружбы народов и сделала все ради своей цели — поступила на бюджетное отделение и выучила французский. Ведь девушка выбрала особенную программу — полгода обучение проходило во Франции.
"У меня была действительно насыщенная студенческая жизнь. Конференции, мероприятия Россотрудничества, клуб друзей Фонда Горчакова, а еще я была старостой и президентом грузинского землячества", — говорит девушка.
Возглавив землячество, Виктория решила популяризировать родную страну не только в РУДН, но и за его пределами. Она организовывала концерты грузинской музыки в университете, выставки грузинской культуры на ВДНХ и интеллектуальную игру "Познаем Грузию" в Московском доме национальностей.
А пока она работает в Фонде возрождения российско-грузинских отношений и пишет кандидатскую диссертацию. Девушка объясняет и смеется: она же настоящая грузинка, поэтому диссертация посвящена вину.
"Я экономист, изучаю структурные сдвиги на мировом рынке вина, и конечно, Грузия в моем исследовании фигурирует. В общем, я учусь до сих пор. Кстати, во время учебы познакомилась с будущим мужем — это было на мероприятии грузинской диаспоры. Так что все удалось, и о своем поступлении я не жалею", — заключает Гветадзе.
Адиль Ермек: "Я решаю самые трудные задачи — меня закалило российское образование"
Казахстанец Адиль Ермек мог бы легко поступить в Национальный исследовательский ядерный университет благодаря победам на различных олимпиадах и в конкурсах. Но он выбрал другой путь — пошел сдавать вступительные экзамены, как все.
"Дело в том, что я мог поступить на факультет программирования, а хотел на физику. С детства мечтал быть инженером", — объясняет он.
"Образование в России дает сильную базу для карьеры. Здесь обучение сложное, продержаться тяжело. Но этот вуз дал мне умение решать самые трудные задачи. Я знаю, что добьюсь своей цели, потому что университет закалил меня", — уверяет парень.
Адиль знает, что говорит: уже на первом курсе он стал победителем всероссийской олимпиады по физике, а сейчас успешно преподает сам. Несколько лет назад Ермек создал образовательный портал, где обучает детей физике и математике онлайн. География его школы большая: Россия, Казахстан, США и Франция.
"Однажды мне написал мальчик из Атырау с просьбой подготовить его к учебе в Новосибирске, и таких примеров много. Иногда пишут шестиклассники, которые хотят поступить в спецшколу. А я хочу, чтобы они понимали, что нет ничего невозможного. Конечно, радуюсь, когда мои ученики проходят в желаемые школы и университеты. Для меня это показатель, что я работал не зря. Тем не менее я всегда говорю им: это не моя заслуга по большей части, а ваша, моя задача — только направить", — делится казахстанец.
Благодаря образовательному проекту он борется еще и с гендерными стереотипами — нередко на уроки физики записываются девушки.
"Недавно подготовил одну девочку за два месяца, поступила в лицей. Наука должна быть доступной для всех, поэтому детям из малоимущих и многодетных семей я преподаю бесплатно", — отмечает Адиль.
Самира Мустафаева: "Быть азербайджанкой — значит, быть человеком с широкой душой"
Знаменитая российская и азербайджанская гимнастка Самира Мустафаева вспоминает, что была не очень дисциплинированным ребенком.
"Вместо полезной еды я выбирала сладкое, не прислушивалась к тренерам", — говорит она.
"Из большого спорта я сразу пришла в большой бизнес. Я привыкла адаптироваться к любой ситуации, так что в самоизоляции мы сразу запустили онлайн-активности. В спорте, даже если ты выступаешь в индивидуальном первенстве, за тобой стоит команда. Твои победы — ее победы тоже, поэтому для меня было важно помочь сотрудникам пережить карантин", — рассказывает Самира.
Сардор Содиков: "Учусь в России и развиваю науку в Узбекистане"
Сардор Содиков из Узбекистана — гордость Высшей школы экономики, ведь, кажется, нет гранта или стипендии, которые он бы не выиграл.
"Я получал повышенную стипендию за научную деятельность, стипендию "Game Changer" от Jaguar Land Rover, оксфордскую и президентскую стипендии", — перечисляет Сардор.
Причем он искренне считает, что ничего выдающегося в этих победах нет.
"Я же приехал сюда учиться, пропустить все это было бы глупо. Еще в "вышке" была возможность выучить испанский. Разумеется, я ею воспользовался", — отмечает Содиков.
Сейчас Сардор учится в аспирантуре. Какое-то время ему удавалось совмещать научную деятельность с работой (он преподавал макроэкономику на английском языке), но однажды юноше поставили диагноз "лимфома".
"Стресса и депрессии у меня не было. У каждого человека, конечно, своя психология, но мне было легче отвлечься на что-то. Я стал писать исследовательский проект, это давало мне энергию", — признается Сардор.
Стратегия сработала — молодой человек выздоровел и сейчас работает над проектом создания ассоциации пляжного волейбола в Узбекистане. Его идеей уже заинтересовалась Всероссийская федерация волейбола. Кроме этого, Сардор Содиков изучает экономические процессы в Центральной Азии и считает, что смысл его учебы именно в этом — нарабатывать опыт, который поможет его родной стране.
Гурдофарид Сангин: "Я разрушаю стереотипы о Таджикистане"
Гурдофарид Сангин рассказывает: она буквально влюбилась в Санкт-Петербург, когда приехала сюда в девятом классе, и дала себе слово — когда-нибудь непременно будет учиться здесь.
"Так у меня появилась цель. Я участвовала во многих олимпиадах, даже выиграла стипендию мэра Худжанда, и вот мне удалось поступить в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова по программе Россотрудничества", — рассказывает девушка.
"Однажды мне сказали: "О, ты постоянно учишься и так говоришь по-русски! Мы думали, таджики в основном на стройках работают". Но я не обиделась. У меня другая линия поведения: я угощаю людей таджикскими блюдами. А в университете у нас даже появилась традиция — группа многонациональная, мы вместе отмечаем праздники, учим друг друга танцам, таджикским в том числе. Так и происходит разрыв шаблона", — заключает Гурдофарид.