В чем главная проблема сельских девчонок — беседа с нетипичным учителем из КР

© Фото / из личного архива Мыскал СагынбаевойШкольный учитель физики Мыскал Сагынбаева
Школьный учитель физики Мыскал Сагынбаева - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Как открыть кружок робототехники в государственной школе, не имея денег, и что делать, чтобы привлечь внимание учеников к естественным наукам, читателям Sputnik Кыргызстан рассказала учитель физики Мыскал Сагынбаева.

Эта история о простой учительнице физики. Несколько лет назад она переехала из столицы в Талас и стала работать в местной школе. Чтобы заинтересовать детей своим предметом, педагог открыла кружок робототехники. Кроме того, Мыскал начала приглашать людей, которые добились успехов в инженерии или программировании, на мотивационные уроки.

— Расскажите о себе.

— Я обычная учительница из Таласа. Несколько лет назад мы с мужем переехали сюда из Бишкека. Мой первый год в местной школе начался с того, что я собрала учеников и рассказала о себе, своем опыте работы в Кыргызстане и за границей. А чтобы вызвать интерес к предмету, оборудовала небольшую лабораторию, где мы проводим скромные эксперименты. Не могу же я рассказывать о законах физики только на примере падающего яблока!

© Фото / Мыскал СагынбаеваМыскал Сагынбаева: Чтобы мотивировать своих учениц на самообразование, я стала проводить открытые уроки, на которые приглашала женщин, добившихся успеха в технической сфере. Так я хотела показать девочкам, что нет ничего невозможного.
В чем главная проблема сельских девчонок — беседа с нетипичным учителем из КР - Sputnik Кыргызстан
Мыскал Сагынбаева: Чтобы мотивировать своих учениц на самообразование, я стала проводить открытые уроки, на которые приглашала женщин, добившихся успеха в технической сфере. Так я хотела показать девочкам, что нет ничего невозможного.

Знаете, я заметила, что у мальчиков как в столице, так и в регионах больше возможностей для развития. Никакого сексизма — просто девочки не только помогают родителям в поле или огороде, но и в доме прибирают, и еду готовят. Чтобы мотивировать своих учениц на самообразование, я стала проводить открытые уроки, на которые приглашала женщин, добившихся успеха в технической сфере. Так я хотела показать девочкам, что нет ничего невозможного. Несмотря на домашние хлопоты, можно осваивать технические специальности, которые сегодня занимают ведущие позиции.

Будучи абитуриенткой, я столкнулась со стереотипами о "неженской" работе. Когда выбрала сферу естественно-технических наук, мне говорили, что лучше бы я изучала иностранные языки. Это было модно 20 лет назад... Меня даже преподаватели отговаривали.

— Почему ваши тренинги только для девочек?

— Потому что сельские девчонки отличаются от городских, у них больше обязанностей и хлопот. К тому же на периферии девочки более "зажаты", ведь здесь принято быть такой, как все, и поступать учиться туда, куда поступают другие.

Эти девочки достойны большего. У каждой из них должны быть выбор и мечта. В прошлом году несколько моих учениц получили "золотые" сертификаты на ОРТ. Кроме того, другие ребята набрали баллы выше среднего. Когда о нашем маленьком успехе узнали родители учеников отдаленных школ, они захотели, чтобы их дети получили такое же образование. В таласскую городскую школу стали приезжать дети из разных уголков региона...

Какие профессии востребованы в регионах КР и где им обучают. Список Минобрнауки

© Фото / из личного архива Мыскал СагынбаевойМыскал Сагынбаева: В прошлом году несколько моих учениц получили "золотые" сертификаты на ОРТ. Кроме того, другие ребята набрали баллы выше среднего.
В чем главная проблема сельских девчонок — беседа с нетипичным учителем из КР - Sputnik Кыргызстан
Мыскал Сагынбаева: В прошлом году несколько моих учениц получили "золотые" сертификаты на ОРТ. Кроме того, другие ребята набрали баллы выше среднего.

— Какие профессии выбрали ваши "золотые" ученицы?

— Программирование. Все они поступили на бюджетные отделения. Более того, другие ребята, которые раньше хотели стать банкирами или юристами, тоже сделали выбор в пользу IT.

— Кружок робототехники и лаборатория, где можно проводить эксперименты, — это очень здорово. Но где вы нашли деньги?

— Образование — сфера, которая нуждается в инвестициях. Я написала проект и выиграла грант неправительственной организации. Цель кружка робототехники — развить у школьников как можно больше полезных навыков и мышление. Я не пытаюсь вырастить из учеников гениев, просто направляю их. 

— Думаю, многие взрослые не отказались бы посетить ваши уроки. Часто в школах физику преподают исключительно в теории…

— И неудивительно. Вы представляете, через что проходит обычный учитель? К сожалению, в большинстве школ львиную долю времени педагога занимают отчеты, планы и прочая бюрократическая писанина, которая отправляется "наверх". А потом уставший преподаватель с невысокой зарплатой приходит на урок...

© Фото / из личного архива Мыскал СагынбаевойМыскал Сагынбаева: Образование — сфера, которая нуждается в инвестициях. Я написала проект и выиграла грант неправительственной организации. Цель кружка робототехники — развить у школьников как можно больше полезных навыков и мышление.
В чем главная проблема сельских девчонок — беседа с нетипичным учителем из КР - Sputnik Кыргызстан
Мыскал Сагынбаева: Образование — сфера, которая нуждается в инвестициях. Я написала проект и выиграла грант неправительственной организации. Цель кружка робототехники — развить у школьников как можно больше полезных навыков и мышление.

Нужно признать, что физика и химия — не самые интересные предметы для большинства детей. Им бы на информатику — за компьютером посидеть. Но можно сделать так, чтобы скучный, на первый взгляд, предмет стал увлекательными.

Я поняла, что эксперименты по физике могут быть не очень затратными. Например, закон Архимеда мои ребята изучали с помощью куриных яиц и чашек с водой. Я просто купила соль, 30 яиц и 60 чашек. У каждого ученика в одной чашке была обычная вода, а в другой — соленая. Так скучная тема стала интересной, и школьники ее точно усвоили.

— Вы упомянули об опыте работы за границей. Расскажите об этом.

— Все началось с того, что я стала лаборантом в одном из вузов Бишкека, а затем преподавателем. Еще лаборантом хотела поехать за границу — было интересно, как устроена научная работа в более развитых странах.

© Фото / Мыскал СагынбаеваМыскал Сагынбаева: Еще лаборантом хотела поехать за границу — было интересно, как устроена научная работа в более развитых странах
В чем главная проблема сельских девчонок — беседа с нетипичным учителем из КР - Sputnik Кыргызстан
Мыскал Сагынбаева: Еще лаборантом хотела поехать за границу — было интересно, как устроена научная работа в более развитых странах

Я попала в Швецию и была в легком шоке от того, что узнала. К примеру, чтобы профессор получал зарплату, он должен написать проект, который рассмотрит специальная комиссия. Если программа научной работы ей понравится, ученому выделят средства на исследование. Он наймет команду из 10 человек, арендует помещение в университете и целый год будет работать над своим проектом, а потом опубликует результаты исследования, о котором узнают коллеги в разных странах. Если же проект не будет одобрен, ученый и его команда не получат денег целый год! 

В постсоветских странах человек, получивший ученую степень профессора, мало полезен для науки. Как правило, он работает в университете, получает зарплату и надбавки, но "научной ценности" практически не представляет. Конечно, это касается не всех. Есть и те, кто много лет тратит силы на развитие дела... Однако после первой поездки за рубеж я поняла, что хочу и дальше получать опыт у иностранных коллег.

Я три года жил в бедном квартале Индии. У меня был дикий шок — кыргызстанец

— Было что-то еще?

— В 2012 году я решила поучаствовать в программе TechWomen. До финала дошла в качестве запасного кандидата, который отправится в США, если одна из заявленных участниц не сможет поехать. К сожалению для меня, все смогли (смеется). Я решила не сдаваться и попытать силы в программе для женщин-лидеров. И прошла! Побывала в США, познакомилась с руководителями Microsoft. Эта встреча оказала на меня невероятное впечатление. Компания тогда разрабатывала продукты, которыми мы стали пользоваться через год или два.

© Фото / из личного архива Мыскал СагынбаевойМыскал Сагынбаева: После первой поездки за рубеж я поняла, что хочу и дальше получать опыт у иностранных коллег
В чем главная проблема сельских девчонок — беседа с нетипичным учителем из КР - Sputnik Кыргызстан
Мыскал Сагынбаева: После первой поездки за рубеж я поняла, что хочу и дальше получать опыт у иностранных коллег

— Вероятнее всего, новый учебный год будет проходить в онлайн-режиме из-за пандемии. Уроки по видеосвязи лучше или хуже традиционных?

— "Удаленка" негативно влияет на успеваемость школьников. Усердно заниматься дома сложно, слишком много соблазнов в виде компьютерных игр, телевизора и желания поспать. На обычных уроках есть возможность заинтересовать даже самых ленивых, а дистанционно... Можно много возмущаться из-за этого, но толку не будет. Трудные времена требуют радикальных мер, надо подстраиваться под ситуацию.

Учительница физкультуры эффектно проучила школьников на уроке — случай в КР

Чтобы ученики не утратили запала и не обленились, я и на каникулах провожу онлайн-созвоны, отправляю им полезные статьи. Это важно: даже если один школьник из 20 прочтет материал и проникнется, моя работа будет продела не зря.

Лента новостей
0