Официально документ называется "Государственная стратегия противодействия коррупции и ликвидации ее причин на 2021-2024 годы". Президент Сооронбай Жээнбеков утвердил ее 28 сентября.
Цель проекта — к 2024 году улучшить позиции на 30 процентов от текущих показателей в мировых рейтингах, определяющих уровень коррупции. Также планируется увеличить Индекс доверия населения (по версии Нацстаткома КР) на 50 процентов по всем ведомствам.
Ученый вычислил уровень коррупции по весу чиновников — изучил политиков КР
Стратегия состоит из 41 страницы, но в этом материале изложена суть. Мы постарались не публиковать обобщенные намерения, которые озвучиваются уже годами. Здесь указаны наиболее значимые направления и конкретные шаги.
Также мы попытались перевести документ с "канцелярского" языка на более понятный.
Основные направления:
- часть государственных и муниципальных услуг хотят передать частному сектору. По задумке благодаря этому госслужащие будут принимать меньше решений по собственному усмотрению. Также это позволит сократить штат госслужащих;
- создать условия уполномоченным по вопросам предупреждения коррупции. Разработчики стратегии говорят, что сейчас они недостаточно вовлечены в работу, — связывают это с зависимостью от руководителей госорганов, отсутствием образования, знаний и опыта работы. Им хотят дать больше независимости, полномочий и повысить правовую просвещенность;
- создать систему выявления государственных и муниципальных служащих, а также их родственников, чей уровень жизни значительно превышает подтвержденные доходы;
- создать национальную методику измерения уровня коррупции. Разработчики говорят, что система должна позволить научно обоснованным путем выявлять коррупционные риски во всех сферах государственного управления, а также внедрять механизмы их минимизации;
- разработать и принять закон "Об основах общественного контроля в КР";
- активировать и усилить работу общественных советов госорганов, а также внедрить более совершенную методику оценки результативности их работы. Разработчики отмечают, что деятельность отдельных общественных советов госорганов неэффективна и сводится к пассивной роли сторонних наблюдателей. Иногда члены общественных советов, пользуясь статусом, пытаются влиять на руководителей госорганов для извлечения личной выгоды и преимуществ;
- создать и внедрить собственную систему антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (НПА).
Конкретные и наиболее важные шаги по ликвидации базовых причин:
- увольнять тех, кто занимает политические и специальные должности (в том числе заместителей), а также государственных и муниципальных служащих, за совершение их непосредственным подчиненным доказанного коррупционного преступления;
- ужесточить ответственность госслужащих и их близких родственников за внесение в Единую налоговую декларацию неполных или недостоверных данных. Законодательно прописать, что несоответствие расходов и доходов является основанием для увольнения. Если нет доказательств приобретения имущества на законные доходы, имущество конфискуют;
- прописать в законе положение о наказании государственных и муниципальных служащих (в том числе тех, кто занимает политические и специальные должность) за неуведомление или несвоевременное уведомление уполномоченных органов о возникновении конфликта интересов, вплоть до освобождения от должности;
- исключить возможность восстановления на работе, а также трудоустройства в госорганы уволенных за должностные преступления (в том числе за преступления, связанные с коррупцией и хищением госсобственности);
- повысить зарплату государственным и муниципальным служащим, увеличить им социальные льготы. На первом этапе уравнять зарплаты тех, кто занимает государственные и муниципальные должности, установив рыночный уровень. На втором увеличить льготы для работников социальной сферы (преподаватели, воспитатели в детсадах, врачи и медперсонал). На третьем этапе поднять зарплаты государственным и муниципальным служащим выше рыночных показателей;
- легализовать коррупционные схемы, существующие в госорганах по объективным причинам, но обеспечить прозрачность для общественного контроля и повысить ответственность государственных и муниципальных служащих;
- изменить законы, чтобы определить положения о конфликте интересов работников судебных и надзорных органов, а также сотрудников правоохранительной системы. При этом надо учитывать специфику их работы;
- обязать госорганы и местные самоуправления публиковать ежегодные планы о тендерах;
- усовершенствовать процедуру общественного обсуждения проектов законов и НПА. Публиковать детальные отчеты о результатах общественного обсуждения и причинах отклонения предложений;
- внедрить систему автоматизированного распределения судебных дел во всех судебных инстанциях. Защитить систему от несанкционированного вмешательства и искусственного манипулирования. Обеспечить открытость критериев и параметров распределения дел, в том числе публиковать информацию о результатах распределения;
- провести антикоррупционную экспертизу всего избирательного законодательства и устранить коррупциогенные факторы, коллизии, пробелы;
- рассмотреть вопрос о присоединении Кыргызстана к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности, подписанной 8 ноября 1990 года в Страсбурге.
Также вы можете почитать полный текст стратегии КР по борьбе с коррупцией на 2021-2024 годы.