Бишкек. Торгово-развлекательный центр. 27 ноября. Раздраженный охранник измеряет температуру посетителям.
— Без маски я вас не пущу, приобрести ее можно у входа... Наши люди забыли, что в стране эпидемия? — обратился мужчина к одной посетительнице.
— Вы как со мной разговариваете?! Ничего я покупать не собираюсь, — игнорируя охранника, девушка вошла в ТРЦ.
С утра в торговых центрах столицы людей было больше, чем обычно: магазины объявили о массовых скидках в "Черную пятницу". Эта традиция пришла к нам из США, где много лет подряд в конце ноября проводятся крупные распродажи. Теперь и отечественные предприниматели не упускают возможности привлечь клиентов и анонсируют большие скидки.
Я решила поддержать отечественный бизнес и оставить часть зарплаты в магазинах. Ведь лучше новой вещи может быть только... такая же, но с 90-процентной скидкой.
Обход первого торгового центра не сильно меня впечатлил. Многие бутики сделали скидки номинальными — около 10 процентов на осеннюю коллекцию.
— У нас эти вещи и так купят, они универсальные и качественные, так что стоимость можно было сильно не снижать. Тем более что цены средние, — объяснила одна продавщица.
— Разве не все магазины должны предоставлять скидки?— поинтересовалась я.
— На этот раз руководство торгового центра не сильно настаивало. Из-за кризиса ситуация сложная, — ответила девушка.
Однако некоторые магазины объявили скидки в 50 и даже 90 процентов. Активные продажи начались здесь с самого утра. На кассе одного из таких бутиков покупательница уговаривала продавца отдать товар еще дешевле.
— Девушка, ботфорты стоят 300 сомов, мы не можем сделать еще дешевле, — заявила консультант.
— Здесь замок плохо застегивается, давайте дешевле... Тем более, я столько всего у вас купила, — уговаривала клиентка.
— Они стоят 300 сомов, а продавали мы такие же по 1 500. Если вы их не купите, кто-нибудь другой точно заберет, несмотря на брак, — холодно ответила продавщица.
Покупательница немного помялась у кассы, но в итоге решила взять товар. Мне стало интересно, что это за обувь по 300 сомов, но оказалось, что все ботфорты уже проданы.
— За несколько часов раскупили 50 пар, — отметила консультант.
— Разве магазину это выгодно? — спросила я.
— У всей партии был брак с замком. Качественную обувь мы продали бы за 1 500 сомов, а бракованную по такой цене никто не возьмет, — пояснила реализатор.
— То есть вы все равно зарабатываете?
— Фактически да. Нам нужно было избавиться от этой партии, чтобы освободить склад. Небогатые люди покупают такие сапоги с радостью. Главное — починить замок, а зиму в этой обуви проходить можно.
После детального рассмотрения вещей в разных бутиках первого ТРЦ я поняла, что самые большие скидки сделаны на товары, которые не пользуются спросом, имеют небольшой брак или были испачканы во время примерки. Попытки найти что-то приличное не увенчались успехом, и я отправилась в следующий торговый центр.
— Девушка, рюкзак оставьте в шкафчике, — попросила меня продавец одного из магазинов.
— Простите, у меня там только кошелек и косметичка.
— У нас такие правила, людей много, за всеми не уследим. С вашими вещами все будет в порядке, — заверила уставший консультант.
Сотрудницы магазина обсуждали случай, который произошел накануне: одна женщина спрятала в сумке пару кофт. Консультант заметила, что вещей после примерки стало меньше, и попросила старшего продавца вмешаться. Милицию и охрану вызывать не стали.
По негромким разговорам продавцов можно было понять, что они ждут, когда день скидок наконец закончится. Приходило много людей, все примеряли вещи, но покупали мало. Скидки, кстати, были реальными. Например, один свитер, судя по ценнику, раньше стоил 1 390 сомов, а тут подешевел до 695.
Моя знакомая, работающая в одном из бутиков, объяснила, как магазины зарабатывают в "Черную пятницу", несмотря на большие скидки.
"Вещи покупают оптом в Китае. Разумеется, они стоят в три, а то и в пять раз дешевле, чем написано на ценнике. Это нормальная практика, благодаря ей владелец бутика может платить продавцам, "тянуть" аренду и зарабатывать сам. Кстати, в "Черную пятницу" магазины, которые объявили реальные скидки, должны неплохо заработать. Посетителей много, и они активнее покупают вещи. То есть за день один бутик может заработать больше, чем за несколько недель", — рассказала приятельница.
"Чем больше магазинов подключатся к акции и реально снизят цены, тем выше будет спрос. За один день можно продать то, что пылилось на полках месяц. В этом году многие бутики решили сделать хорошие скидки. К сожалению, люди все-таки покупают меньше, чем в прошлом году. Видимо, с деньгами туго", — резюмировала знакомая.
А я, перебрав много вещей со скидками, в итоге поняла, что одежды у меня достаточно. Надо признать, эта "Черная пятница" была лучше прошлогодней, некоторые магазины действительно ощутимо снизили цены на часть товаров. Но, к примеру, пуховик, который я купила недавно за 3 000, в день массовых скидок подешевел всего на сом.