Смогут ли торговые центры в КР "победить" базары? Об экономике и не только
Чтобы в стране цивилизованный ритейл победил базары, необходимо повышать платежеспособность населения. Тогда базары, как в Европе, перейдут из разряда чего-то насущного в ранг местной достопримечательности. А пока базары Кыргызстана живут полноценной жизнью и сдавать свои позиции торговым центрам не собираются.
В эфире радио Sputnik Кыргызстан Кубат Рахимов отметил, что базарная экономика в Кыргызстане выросла из-за отрицания предпринимателями налогов.
"Кто-то завозил товар по левым схемам, в итоге складывалась двойная стоимость — формальная, которую диктовали сами челночники, "серые" оптовики и другие, и официальная — со всеми налогами и сборами. Базарная экономика и два ее базиса развития очень простые: любая торговля с рук или псевдоцивилизованная торговля из контейнера — это снижение издержек. Цивилизованный ритейл всегда несет большие издержки, и поэтому один и тот же товар в торговом центре и на базаре будет стоить по-разному. В стоимость первого войдут издержки за электричество, тепло и другие блага цивилизации, ведь все это стоит денег. Второй фактор — человек, который содержит бутик, вынужден платить больше сотрудникам, чем платят людям на базаре. У нас до сих пор есть такая специфическая профессия, как тачкист, кыргызстанцам не нужно объяснять, кто это такие", — сказал Рахимов.
Он добавил, что в итоге мы имеем картину тотальной экономии на сервисе и условиях торговли, что снижает цену товара, который, по сути, отпускается с небольшой накруткой по цене опта. И пока есть спрос на максимально доступный и дешевый товар, граждане будут экономить на любой мелочи.