00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
09:00
2 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Жаңылыктар
19:01
4 мин
Ежедневные новости
20:00
3 мин
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:00
5 мин
Между строк
Ностальгия по детству в повести Гафура Гуляма "Озорник"
20:05
45 мин
Ачык кеп
Таштандыны баш аламан таштагандар жазаланууда - “Тазалык” таштанды көйгөйүн кантип чечип жатат?
23:04
41 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Называл "толстухой" после родов — разговор о семейном насилии

© Фото / Pixabay/ FotorechЖенщина закрывает лицо ладонями. Иллюстративное фото
Женщина закрывает лицо ладонями. Иллюстративное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В Кыргызстане тема семейного насилия над женщинами весьма болезненная. Каждый год происходят резонансные случаи убийств женщин внутри семей. В то же время, обсуждая эту тему, люди или безразлично проходят мимо, или обвиняют в произошедшем самих жертв насилия.

О том, как проблема семейного насилия над женщинами выглядит изнутри, рассказала директор Ассоциации кризисных центров Толкун Тюлекова.

© Фото / из личного архива Толкун ТюлековойДиректор Ассоциации кризисных центров Толкун Тюлекова
Называл толстухой после родов — разговор о семейном насилии - Sputnik Кыргызстан
Директор Ассоциации кризисных центров Толкун Тюлекова

— При обсуждении темы семейного насилия над женщинами в социальных сетях некоторые кыргызстанцы говорят, что женщины сами виноваты, что оказались в такой ситуации. Что бы вы могли ответить этим людям?

— Я хотела бы сказать, что проблема семейного насилия актуальна. С каждым годом мы видим изменения в структуре видов семейного насилия, а 2020–й показал, насколько наше общество не готово работать с этой проблемой. Лакмусовой бумажкой для того, чтобы еще раз понять актуальность проблемы семейного насилия над женщинами, стали карантинный режим и введение чрезвычайного положения. Неблагополучные семейные отношения усугубились как из-за фактора изоляции, так и в силу того, что многие кыргызстанцы остались без работы из-за ограничения экономической деятельности, ведь многие семьи выживали за счет ежедневного заработка. Людям же, которые комментируют сообщения о случаях семейного насилия подобным образом, я хотела бы напомнить, что каждый год в стране фиксируются случаи убийства женщин, систематические избиения, в том числе беременных, как раз внутри семьи. Конечно, каждая семья может столкнуться со сложностями, но тут речь о поиске компромисса и об улаживании ситуации цивилизованными способами. Решать же эти проблемы насилием неприемлемо.

— Каким бывает семейное насилие над женщинами?

Мужской кулак на фоне плачущей женщины. Иллюстративное фото - Sputnik Кыргызстан
Муж избивал жену с детьми несколько дней подряд. Об изнанке карантина в КР
— Самое страшное в семейном насилии то, что оно происходит за закрытыми дверями и что к нему в нашем обществе сложилось особенное отношение. Если женщину будут оскорблять на улице или на нее произойдет нападение, то логично будет обратиться в милицию. К сожалению, когда дело касается семейного насилия, оно может скрываться долгие годы всеми сторонами, пока ситуация не достигнет точки кипения и не случится страшное. Семейное насилие подразделяется на психологическое, экономическое, физическое. Причем к первым двум факторам действующий закон выказывает попросту пренебрежительное отношение, а с психологического насилия все как раз и начинается. Оно проявляется в оскорблениях, например, когда мужчина говорит женщине, что она "толстуха", потому что располнела после родов. Это и традиционное отношение к невесткам, которых отделяют от основной семьи, держат в роли прислуги. Им приходится даже есть отдельно от всех, чтобы получить расположение родных мужа.

— Расскажите об экономическом насилии.

— Это когда женщину ограничивают в доступе к ресурсам и выделяют ей роль домохозяйки и воспитателя детей, в то время как мужчина является единственным распорядителем семейного бюджета. Бывали случаи, когда женщин избивали за то, что они тратили немного денег на конфеты для детей или лишний пакет молока. Таким образом, экономическое насилие и нахождение женщины в полной зависимости от мужчины часто приводят и к физическому насилию.

Физическое насилие — это, как правило, побои и это единственный вид насилия, когда реально обратиться в правоохранительные органы. Психологическое и экономическое насилие у нас практиками не выделяется отдельно, а для того, чтобы доказать эти факты, женщина должна явиться в милицию с синяками, выбитыми зубами, сломанными руками или ребрами, как это часто бывает. То есть получается, нужно дождаться, когда тебя настолько изобьют, что нужна госпитализация. Только тогда правоохранительные органы и суды воспринимают семейное насилие как состоявшийся факт.

— Как выглядит психологическое насилие в семье?

— Когда угрожают, что убьют, лишат, например, родительских прав или каким-то другим образом отберут детей. Все это манипуляции, и они тоже являются одним из видов психологического насилия. В беседах с психологами женщины, пострадавшие от семейного насилия в Кыргызстане, говорят, что их хватали за горло. Это вообще можно квалифицировать как покушение на убийство, думаю, лишне объяснять, почему. Статистика по психологическому насилию не отображает реальной ситуации, так как в подавляющем большинстве фиксируются именно случаи физического насилия.

© Sputnik / Табылды КадырбековТолкун Тюлекова: Проблема семейного насилия в том, что оно происходит за высокими заборами и плотно задернутыми занавесками. Сейчас закон позволяет заявить о насилии внутри семьи не только пострадавшей стороне, но и свидетелю такого случая, после чего все фиксируется в реестре преступлений и проступков.
Называл толстухой после родов — разговор о семейном насилии - Sputnik Кыргызстан
Толкун Тюлекова: Проблема семейного насилия в том, что оно происходит за высокими заборами и плотно задернутыми занавесками. Сейчас закон позволяет заявить о насилии внутри семьи не только пострадавшей стороне, но и свидетелю такого случая, после чего все фиксируется в реестре преступлений и проступков.

— Какие недостатки в законодательстве не позволяют эффективно бороться с семейным насилием?

— Проблема семейного насилия в том, что оно происходит за высокими заборами и плотно задернутыми занавесками. Сейчас закон позволяет заявить о насилии внутри семьи не только пострадавшей стороне, но и свидетелю такого случая, после чего все фиксируется в реестре преступлений и проступков. Да, случаи фиксируются, но другое дело, как они потом квалифицируются дознавателем. Он может назначить судебную экспертизу на предмет обнаружения телесных повреждений, но если речь идет о психологическом насилии, об угрозах и шантаже, то на этом все может и закончиться, так как нет доказательств. Или могут выписать штраф, который нужно будет уплатить из семейного бюджета. Это недоработка законодательства — получается, что государство зарабатывает на семейном насилии.

— Как, по-вашему, сделать так, чтобы дела о семейном насилии рассматривались более качественно?

Обращение к психологу - Sputnik Кыргызстан
Жертва насилия в Сузаке простила мужа и написала встречное заявление — УВД
— Все начинается с выявления случаев семейного насилия, которые часто замалчиваются самими жертвами. Но даже если это происходит, они не должны замалчиваться врачами, социальными работниками, не должны равнодушно расследоваться и рассматриваться в суде. Это все одна цепочка. Если женщина с признаками избиения говорит врачу, что упала с тумбочки и он не информирует об этом соответствующие службы, то это преступление. Или те же правоохранители вместо того, чтобы изолировать пострадавшую от насильника, будут вместо этого выяснять, в чем она виновата: почему вовремя не приготовила ужин или где пропадала, когда, по мнению мужа, должна быть дома. То есть это вопрос профессионализма людей, которые должны разбираться с этой проблемой и не допускать, чтобы случаи насилия продолжались. В основном из-за недостаточного взаимодействия компетентных служб мы имеем резонансные случаи избиений и убийств женщин внутри семьи.

— Какая помощь необходима женщинам, которые подверглись семейному насилию?

— Им нужна комплексная помощь. Когда случай семейного насилия всплывает на поверхность, женщина зачастую испытывает давление со всех сторон — как своих родственников, так и родственников мужа. Обычно говорят, как, мол, она собирается жить потом с человеком, на которого пишет заявление? Конечно, часто делу дают обратный ход и сам фундаментальный принцип того, что за любой проступок человек должен быть наказан, нарушается. Поэтому правоохранительные органы и органы местного самоуправления должны внимательно работать с такими случаями.

Приведу пример из практики, когда с заявлением о семейном насилии обратилась беременная женщина с четырьмя детьми. Хорошо, что дознаватель решил, что ей нужна психологическая помощь, а психолог — что ситуация настолько критическая, что ей необходимо предоставить безопасное место. Мы нашли такое место ей и детям. Женщина подала заявление на мужа, который сразу же начал манипулировать тем, что не отдаст ей других детей. Мы с помощью инспекторов по делам несовершеннолетних, участкового милиционера смогли их забрать. Тогда мужчина просто-напросто отказался отдавать документы жены.

После работы с психологом выяснилось, что потерпевшая вышла замуж за этого человека после того, как он ее изнасиловал, и, чтобы не поднимать скандал, он и его родственники уговорили ее выйти замуж. Ей оказывалась необходимая юридическая помощь и на экспертизах, и на очных ставках. В итоге она сказала, что хотела бы начать новую жизнь, как в молодости. Однако так уже не получится, ведь она теперь не одна, а с пятью детьми.

Мы провели переговоры с ее родственниками, которые уговаривали ее вернуться и жить дальше с мужем-тираном. Это продолжалось до тех пор, пока один из ее родственников не помог с надомной работой. После продолжилась работа по восстановлению документов, чтобы получать пособия на детей. Через следователя мы забрали ее документы у мужа. Этот пример необходим для понимания, сколько труда, сил и времени необходимо потратить как самой жертве насилия, так и всем органам и организациям для того, чтобы на первое время решить проблему только одной семьи.

© Фото / из личного архива Толкун ТюлековойТолкун Тюлекова: К сожалению, в нашем обществе семейное насилие часто воспринимается как норма. Кроме того, социальные нормы передаются от родителей. В семье, где конфликты разрешаются через семейное насилие, побои, через психологическое насилие, девочки и мальчики воспринимают это как нормальные отношения и после воссоздают их уже в своей семье.
Называл толстухой после родов — разговор о семейном насилии - Sputnik Кыргызстан
Толкун Тюлекова: К сожалению, в нашем обществе семейное насилие часто воспринимается как норма. Кроме того, социальные нормы передаются от родителей. В семье, где конфликты разрешаются через семейное насилие, побои, через психологическое насилие, девочки и мальчики воспринимают это как нормальные отношения и после воссоздают их уже в своей семье.

— Почему важно предотвратить семейное насилие в самом начале?

— Первое — это, конечно, человеческие судьбы. Это воспитание, понимание того, что патриархальные, традиционные устои плохо сочетаются с экономическими, временными и социальными реалиями. Это к тому же и экономический вред стране: более миллиона сомов необходимо на то, чтобы расследовать убийство вследствие семейного насилия; для того, чтобы работать уже с последствиями семейного насилия, нужно еще больше средств — на содержание детей, если они остаются под опекой государства, на выплату пособий по потере кормильца и так далее.

— Почему, на ваш взгляд, многие наши граждане равнодушно относятся к этой проблеме?

Случаи насилия над женщинами - Sputnik Кыргызстан
В Кыргызстане стартует 16-дневная кампания против гендерного насилия
— Потому что, к сожалению, в нашем обществе семейное насилие часто воспринимается как норма. Кроме того, социальные нормы передаются от родителей. В семье, где конфликты разрешаются через семейное насилие, побои, через психологическое насилие, девочки и мальчики воспринимают это как нормальные отношения и после воссоздают их уже в своей семье. Девочка воспитана так, что побои, крики, ругань нужно терпеть, как делала это мама, а мальчик будет думать, что применять силу в отношении своей супруги — это нормально. Мы должны разорвать этот порочный круг, и чем раньше, тем лучше.

— Какие факторы являются основными триггерами семейного насилия? Неужели дело только в сложной экономической ситуации или источником являются и другие причины?

— Причина кроется на стыке экономических и социальных факторов. До обретения независимости Кыргызстана в понятной системе социального обеспечения яслями, бесплатными детскими садами и школами, отсутствия безработицы женщины были лучше защищены, а мужчина воспринимался как кормилец семьи. Поменялась система, поменялись и роли. Усилий одного человека для финансового обеспечения семьи в большинстве случаев стало недостаточно. Мы наблюдаем кризис мужской роли. У мужчины — главы и кормильца — нет работы, но дома он продолжает находиться в положении человека, который считает чем-то зазорным полноценно участвовать в обеспечении быта и воспитании детей.

К сожалению, приходится констатировать, что рост религиозности ужесточил определенные стандарты поведения женщины в семье. Некоторые мужья не разрешают женам обращаться к мужчинам-врачам, работать в коллективе, где много мужчин, или работать вообще. Жаль, что некоторые люди ставят религиозные убеждения или жизненные принципы иногда даже выше, чем здоровье и достаток членов семьи.

— Что такое мужественность, на ваш взгляд?

— Мужественность — это помочь пожилой соседке наколоть дрова, остановить товарищей, которые собираются украсть невесту. Из-за того что многие молодые люди сейчас не научены выстраивать отношения на доброжелательной, взаимной основе, они далеки от модели партнерских отношений. Считается, что в отношениях мужчина должен доминировать, и доминировать именно через мужественность, которая воспринимается как применение силы по поводу и без. Это модель, которая диктуется фильмами, компьютерными играми, зачастую построенными на насилии, где нужно завоевывать и убивать. Мне кажется, это все очень сильно повлияло на ум и сознание наших граждан.

— Почему партнерские отношения воспринимаются некоторыми мужчинами как угроза их мужественности?

Мужчина душит девушку. Иллюстративное фото - Sputnik Кыргызстан
"Я руку, бьющую меня, целую" — почему женщины прощают насильников
— Все дело в образовании и воспитании. Именно в детстве закладываются партнерские отношения в семье. Они выстраиваются родителями, их наблюдают дети и следуют их примеру. Мужчина не должен воспринимать мытье посуды, стирку и уборку как чисто женское занятие. Дело каждого из партнеров — сделать все необходимое для семьи, и, по-моему, это никак не противоречит понятию "мужественность". Но зачастую мужчины этого не делают, потому что боятся быть женственными, что их заметят за этим делом, а потом поднимут на смех как подкаблучника. Или, например, если жена зарабатывает больше, то это тоже начинает обсуждаться со всех сторон.

— Есть ли сложившийся образ семьи, где происходит семейное насилие в отношении женщин?

— Выстроить такой единый портрет сложно. Семейное насилие происходит как в состоятельных семьях, так и там, где люди живут однодневным заработком. Конечно, как мы уже говорили, экономические факторы иногда выступают одной из причин семейного насилия. Но оно есть и в семьях министров, высокообразованных людей, военнослужащих и милиционеров. Конечно, если посмотреть статистику, то можно увидеть, что чаще всего семейное насилие происходит в семьях, где в основном и пострадавшие, и виновные — это люди со средним образованием. Часто у них нет постоянного места работы, зато полно других проблем. Но в этой статистике нет случаев насилия в богатых семьях, потому что они тщательно скрываются, — такие люди реже обращаются с заявлениями в милицию и к специалистам за помощью, чтобы сохранить все в тайне и не испортить репутацию.

Лента новостей
0