Истребитель пятого поколения Су-57 не перестает удивлять уникальными тактико-техническими характеристиками, спектром технологий уже шестого поколения, стремительным международным признанием, оптимистичными перспективами развития и высоким экспортным потенциалом.
Первый серийный Су-57 Воздушно-космические силы РФ получат в декабре уходящего года. До конца 2021-го будет разработана палубная версия, а в 2022 году собран первый истребитель с двигателем второго этапа. К концу 2024-го в боевом строю ВКС России будут 22 истребителя Су-57, к 2028 году — 76 единиц.
В очереди желающих приобрести Су-57 уже восемь стран. Первый зампред правления Военно-промышленной комиссии РФ Андрей Ельчанинов сообщил: "Рассматриваются различные варианты поставки: отдельный самолет и самолет с полным набором вооружения, с системой послепродажного сервиса".
Ожидается, что число зарубежных заказчиков будет постоянно расти, ведь истребители четвертого поколения физически изнашиваются и понемногу уходят в прошлое, а достойного конкурента на мировом рынке у Су-57 сегодня и в обозримой перспективе нет. Возможно, он еще посоревнуется за господство в воздухе с российским же истребителем-перехватчиком МиГ-41, который будет крупнее и дороже (разрабатывается с 2018 года).
Фантастические перспективы
Американское издание Military Watch Magazine ожидает, что популярность Су-57 в мире значительно возрастет после того, как Россия еще более приблизит конструктивные возможности машины к уровню шестого поколения, с интеграцией гиперзвуковых ракет и новыми двигателями Saturn-30. Однако уже сегодня Су-57 обладает уникальным сочетанием функций истребителя-перехватчика и ударного самолета-штурмовика. Причем отношение боевой нагрузки к массе самолета значительно выше, чем у истребителей четвертого поколения, а искусственный интеллект позволяет Су-57 успешно работать в связке с тяжелыми ударными беспилотниками С-70 "Охотник" (который обладает своим "умом", шеститонным арсеналом бомб и ракет, боевым радиусом до 5 000 километров).
Российский вице-премьер Юрий Борисов 21 декабря заявил, что истребитель шестого поколения будет беспилотным, причем создается не просто "боевая единица с крыльями", а эффективный авиационный комплекс. Таким самолетом можно будет управлять с земли или из идущего рядом летательного аппарата. По заказу Министерства обороны ведутся научно-исследовательские работы, эффективность различных вариантов рассматривается и оценивается еще на уровне инженерных записок. Как правило, работа над подобными проектами от старта опытно-конструкторских работ идет около пяти-семи лет. Создание истребителя шестого поколения началось весной 2016 года, и тогда же ответственный за программы военной авиации в Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Михайлов отмечал, что первый полет состоится до 2025-го.
А пока есть пилотируемый Су-57, который имеет выдающийся экспортный потенциал. И все же первыми истребители пятого поколения получат ВКС России. Юрий Борисов подчеркнул: "За границу ничего не продаем, пока не удовлетворим все потребности наших войск. Могу сказать, что есть контракт, подписанный с Минобороны, на 76 машин — так что молотки стучат".
Секреты превосходства
Официальные характеристики заводом-изготовителем засекречены. На сегодня из открытых источников известно: боевой комплекс Су-57 включает около 15 новейших авиационных средств поражения "воздух–воздух", "воздух–поверхность", в том числе противокорабельные ракеты дальностью до 250 километров и гиперзвуковой "Кинжал". Испытания других новейших типов вооружения планируется завершить в 2021 году.
Трехмерный вектор тяги позволяет Су-57 совершать невероятные маневры в воздухе, недосягаемые для всех прочих истребителей пятого поколения. "Боковые" радиолокационные станции (РЛС) обеспечивают высокую автономность в поиске целей и невидимость самолета для радаров противника — без потери эффективности целеуказания для собственных ракет на борту. Интегрированная система радиоэлектронной борьбы (РЭБ) позволяет во всех ракурсах и проекциях наводить помехи — защищать самолет от ракет с головками самонаведения. Комплекс РЭБ "Гималаи" способен на значительном удалении "увидеть" и "обезвредить", к примеру, истребители F-22 и F-35.
Российский истребитель Су-57 создан для завоевания превосходства в воздухе и технологически недосягаем для F-22 и F-35 по могуществу вооружения, дальности полета, скорости и маневренности. Популярные сравнения не всегда корректны. Все же F-22 американцы проектировали исключительно для размещения ракет "воздух–воздух" (решение принципиально неверное), затем попытались "воткнуть" в существующие отсеки ракеты "воздух–поверхность", которые туда просто не поместились. И тогда пришлось создавать более дешевый (всего 100 миллионов долларов за единицу) "невидимый бомбовоз" F-35. Заметим, что многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-35 — это ставка на "невидимое-дозвуковое" проникновение в зону действия ПВО противника, нанесение ударов по наземным целям и координация действий других самолетов. Особенности конструкции Су-57, F-22 и F-35 дают им разные преимущества на разных дальностях, но не отменяют технологического и боевого превосходства российского истребителя.
Российский истребитель Су-57 оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики с высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа (летчики могут полностью довериться "автопилоту", и сосредоточиться на решении тактических задач). Бортовое оборудование позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени с наземными системами управления и внутри авиационной группы, или выполнять задачи автономно. Приоритеты и вооружение Су-57 делают возможными обнаружение и ликвидацию угрозы (цели) на значительно больших расстояниях, чем на это способны американские F-22 и F-35. Здесь мы наблюдаем комплексную борьбу технологий и концепций ведения боевых действий.
Су-57 самолет истребитель Россия ВКС