В США произошла история, которую там мало кто заметил, зато она прогремела в Китае и особенно Гонконге, пишет колумнист РИА Новости. Суть дела в том, что сенатор-республиканец Тед Круз, лютый ненавистник всего китайского, оказался тем решающим человеком, что добился устранения из некоего законопроекта строчки, давшей бы диссидентам из Гонконга специальный статус беженца на американской земле.
Об этом пишет заведующий американским бюро гонконгской газеты South China Morning Post. То есть американец (зовут Роберт Делани) при этом явный лютый демократ и большой друг китайских борцов с Пекином. Пишет хорошо: Круз "был так влюблен в силу продемократического движения Гонконга, что не поленился в прошлом году предпринять путешествие в этот город. Одетый в черное в знак солидарности с оппозицией, он скандировал: у протестов есть сила, от которой диктаторы дрожат". И вот сегодня он объясняет, что закон об убежище для местных борцов с диктатурой наводнит США китайскими шпионами.
Для Роберта Делани это повод поговорить о гнусности республиканцев как породы. Они, например, склонны обвинять в недавнем взломе множества компьютеров федеральных ведомств исключительно китайцев, а каждому демократу ясно, что виноваты-то русские (хотя фактов, как водится, нет как у одних, так и у других). А в результате произошло нечто немыслимое — представьте, что Америка не пускала бы к себе беженцев с Кубы от Фиделя Кастро или из Вьетнама после проигранной войны. И вот, пишет Делани, в процессе этой внутренней геополитической грызни Круз употребил чистых и светлых диссидентов Джошуа Вонга или Натана Лау как подставку для произнесения речей об ужасах "коммунистического Китая", только чтобы вышвырнуть вон эту подставку после завершения представления.
А что, абсолютно точно сказано. Это и произошло. Перед нами событие монументального значения для всех и всяких диссидентов из любых стран.
Диссидент — явление типичное и относительно древнее. Прежде всего, конечно, это тот, у кого от невыносимых страданий своего народа "душа уязвлена стала". И в своей уязвленности такой человек измышляет для страдающего народа быстрое и часто кровавое очищение, да хоть бы и с помощью иноземных сил, с их санкциями, интервенциями и гуманитарными бомбардировками. И да, вот такие уязвленные только и мечтают, чтобы пожертвовать собой в этой битве за придуманное ими прекрасное будущее и счастье народа. И даже жертвуют.
То есть диссидент без светлой, пусть не всегда гарантированной перспективы покинуть родину и грызть обещанную морковку у ее, родины, истинных доброжелателей — это примерно как моряк без моря. Или, как пелось в ту самую советско-диссидентскую эпоху, "как Фидель без бороды, как Брижита без Барды".
Эта история в окружающем Гонконг мире мелькнула незамеченной, потому что мир стал (временно) невероятным. Например, особенность стиля жизни Гонконга даже после 1997 года (возвращение территории Китаю после статуса британской колонии) в том, что там у людей особый паспорт, не совсем тот, что у прочих граждан КНР. И в Гонконге привыкли к своей особости и к тому, что такой паспорт дает некоторые привилегии по всему миру, и не надо даже бороться с режимом. Но вот на страницах той же газеты мы читаем: гонконгское семейство поехало по привычке в Лондон навестить осевших там детей. И застряло — европейцы устроили транспортную блокаду Лондона! Не может быть. (Сейчас, со снятием таковой, та семья наверняка уже вернулась.)
Или что "предателем" окажется не только один американский сенатор, а целый Евросоюз, который сейчас доторговывает себе всеобъемлющее инвестиционное соглашение с Китаем. Это, по словам Делани, автора той же статьи, означает: Европа игнорирует годы усилий нынешней администрации "развести" ее с Китаем, потому что администрация игнорирует Европу так же, как гонконгских диссидентов, которых раньше использовала в своих целях.
И все это из серии "не может быть". Так что кому интересно изумление людей, которые год размахивали американскими флагами на своих надоевших Гонконгу демонстрациях и никаких морковок за это не получили. Не до них.