Спасибо выборам: на пару месяцев родственники и знакомые отстали от меня с вопросом, когда же наконец я выйду замуж. Все это время их интересовало другое — за кого из кандидатов в президенты я отдам голос. В большинстве случаев мой ответ не устраивал "интервьюера", после чего следовала агитация за "его" кандидата. В конце разговора собеседник добавлял самый "весомый" аргумент: "Он мне нравится, и все — это достойный кандидат".
Больше этих споров меня выводили из себя лишь люди, считающие, что голосование у нас номинальное и твой голос ничего не решит.
— Свет, ну вот ты серьезно думаешь, что еще не все решили?
— Максат, тебе 30, ты еще ни разу в жизни не голосовал и постоянно ноешь, что в стране все плохо.
— Ходи-не ходи, и так ясно, что все уже решено. В октябре хоть деньги предлагали, сейчас, видимо, между собой все решили.
Очередь двигалась быстро, пенсионеров и женщин с детьми пропускали вперед. На входе в участок не выдавали маски, не измеряли температуру и не использовали санитайзеры. Все и так были в масках и с антисептиками. После недолгого ожидания настал момент Х. Сканирование отпечатка пальца и через пару минут неожиданное заявление…
— Вас нет в списках избирателей этого участка, вы, скорее всего, переведены в другую УИК. Проверьте себя в спортклубе, из-за холодов туда перенесли участок.
В большом спортивном клубе летом 2020-го была "красная" зона, теперь здесь проводят выборы. Пара росписей напротив своей фамилии, два бланка и стойка для процедуры.
— Фотографировать бланк нельзя, ставьте галочку строго по центру, не выходя за рамку. Пожалуйста, будьте аккуратнее.
— Простите, не совсем поняла вас.
— У нас здесь был один, проголосовал, оказалось, что галочку напротив другой фамилии поставил. Потом уговаривал нас дать ему еще один бюллетень.
Сфотографировать бюллетень незаметно мне показалось просто нереальным — на колонну, где голосуют избиратели, смотрят около пяти человек.
— Форму правления в первую урну, президента — во вторую! Не перепутайте, иначе урна зависнет, — скомандовала девушка, работающая на участке.
Машины по подсчету голосов без проблем проглотили мои бюллетени, и я с чувством исполненного долга поехала в горы (нет, на работу). Если вы предпочли другой вариант, помните, что у вас есть время до 20.00, чтобы потом не испытывать угрызений совести и не жаловаться, что вы/мы ничего не решаем в этой стране.