По данным ответственного секретаря Совета ветеранов вооруженных сил, силовых структур и тружеников тыла КР, гвардии подполковника в запасе Чолпонбека Беккельдиева, в афганской войне участвовали 13 477 кыргызстанских офицеров, прапорщиков и солдат. Из них погибли 249, а полторы тысячи получили ранения. Четверо соотечественников пропали без вести.
Спасительный русский мат
Боец первого мусульманского батальона Эркин Узуров недавно скончался после продолжительной болезни. О том, как он в декабре 1979 года участвовал в свержении афганского диктатора Амина, рассказала его супруга Жумагуль.
— В 1978 году муж окончил Токмокский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Потом его призвали в ряды Советской армии, службу он проходил в Казахстане. Весной 1979-го Эркина направили в первый мусульманский батальон (154-й отдельный специальный отряд ГРУ Генштаба Министерства обороны СССР. — Ред.). Он и его земляк Батыр Мирзаев прошли специальную военную подготовку, а также научились водить БТР и БМП.
В начале декабря батальон был направлен в Афганистан. Мой муж в форме солдата афганской армии охранял дворец главы государства Хафизуллы Амина — Тадж-Бек.
Оказалось, что бойцы спецподразделений, атаковавшие дворец, приняли наших ребят за афганцев и стреляли по ошибке. Услышав русскую брань, они поняли, что перед ними советские солдаты, и прекратили обстрел. Разобравшись, военные уже вместе атаковали Тадж-Бек... Муж часто вспоминал об этом случае и смеялся, рассказывая, как отборный русский мат спас ему жизнь.
После штурма дворца Эркин стал охранять в Кабуле первого заместителя министра обороны СССР Сергея Соколова. Потом был механиком-водителем у советского советника в афганской армии Вячеслава Расина. Они быстро нашли общий язык, и мой муж днем и ночью находился возле него. Однажды они вместе ехали в БМП и подорвались на мине — Эркина контузило.
24 марта 1980 года Расин сказал, что летит в город Асадабад. Муж приготовился и приехал вместе с ним в аэропорт, но, садясь в вертолет, полковник сказал: "Эркин, оставайся тут". К несчастью, в тот же день вертолет разбился, Расин погиб... Так мой супруг еще раз избежал смерти. Полковника он всегда вспоминал со слезами на глазах.
В конце марта командование отправило мужа в СССР. Он долго никому не рассказывал, что служил в первом мусульманском батальоне, — это была государственная тайна. Эркин много лет разыскивал однополчанина Батыра Мирзаева, но так и не нашел. Я тоже искала его, и недавно удалось узнать, что он уже умер.