Александр Хроленко, военный обозреватель
Министерство обороны США в очередной раз отменило начало серийного производства F-35 Lightning II. Истребитель не готов к боевым испытаниям, которые должен был преодолеть еще четыре года назад. Соединенные Штаты явно переоценили свои технологические возможности, и в январе 2021-го "самая масштабная оружейная программа в мировой истории с оценочной стоимостью более $ 1,6 трлн" зависла на отметке 615 мелкосерийных модификаций F-35 "пятого поколения" с большим количеством "генетических косяков".
Заместитель министра обороны США по закупкам и обеспечению Эллен Лорд отменила запланированное на март 2021 года начало серийного производства F-35 Lightning II. Главная причина — технические проблемы. Истребитель имеет ряд серьезных недостатков и не доказал свою эффективность в борьбе против современных систем ПВО.
Различные модификации F-35 выпускаются с 2011 года, истребитель официально поступил на вооружение в 2014-м. На сегодня построено более 600 из плановых 3 200 "невидимок", но официальное решение Пентагона о серийном производстве F-35 — это гарантия боевой готовности истребителя, предназначенного для решения серьезных задач, "знак качества" для иностранных заказчиков и американских налогоплательщиков, а также подтверждение эффективности производства и послепродажного технического обслуживания. Нет решения Минобороны США — нет высокой боеготовности, истинного качества и спроса за рубежом.
Американская мечта
Эксплуатационные расходы F-35 Lightning II намного выше, чем у истребителей четвертого поколения, что заставляет государственных чиновников усомниться в целесообразности приобретения большого количества "невидимок". Однако инвестиции в программу F-35 настолько значительны, что отменить ее невозможно. Кроме США, вложили деньги Бельгия, Великобритания, Польша, Италия и другие страны, но не в коня корм. Американский журнал Military Watch 3 января сообщил: единственный в западном мире истребитель пятого поколения F-35 "очень далек от полной боевой готовности и может оказаться непригодным для боевых действий высокой интенсивности до 2025 года".
Официальные лица, отвечающие за программу производства F-35, уже четвертый год не могут точно определить дату готовности истребителя к боевым испытаниям. Не готов даже симуляционный центр для проверки сложных систем вооружения "Молнии". Из-за нехватки запасных частей в 2020 году подрядчик снизил темпы производства. Ранее Министерство обороны США неоднократно отказывалось принимать новые F-35 из-за технологического брака (от коррозии корпуса до программного обеспечения), обнаруженного в двух сотнях машин "пятого поколения". В отчете Пентагон отмечал, что срок службы F-35 "может составлять всего 2 100 летных часов". Изначально истребитель разрабатывался с расчетом на 8 000 летных часов (до сорока лет службы).
Вредный приспособленец
Серия катастроф F-35 Lightning II позволяет прогнозировать непростую судьбу машины в предстоящие годы. И если новейший американский истребитель технологически уязвим в условиях мирной эксплуатации, для него заведомо плохо закончится встреча в боевой обстановке, к примеру, с российским истребителем пятого поколения Су-57, зенитной ракетной системой С-400 или средствами радиоэлектронной борьбы. "Невидимке" приходится приспосабливаться к суровой реальности.
Количество ключевых недостатков американского истребителя "пятого поколения" удалось снизить до пяти, хотя и это очень много для машины ценой от 80 миллионов долларов (модификация для ВВС) до 30 миллионов (модификация для ВМС). Сверхзвук угрожает разрушением планеру, стелс-покрытию и антеннам в хвостовой части самолета. Однако Пентагон не враг Lockheed Martin и лояльно подкорректировал эксплуатационные характеристики F-35, который сегодня считается дозвуковым истребителем, способным на короткие ускорения. Специальная инструкция определяет количество секунд, разрешенных для ускорения до 1,2 Маха модификациям для ВМС (F-35B) и морской пехоты (F-35C). Оказывается, можно устранять недостатки конструкции и таким образом.
В случае с новейшим истребителем F-35 Lightning II история развивается в том же русле. Счетная палата правительства США ранее отметила, что техническое обслуживание F-35 оставляет желать лучшего, а возможности Пентагона по ремонту F-35 отстают от графика на шесть лет. По мнению заместителя министра обороны Эллен Лорд, военные не могут позволить себе расходы на содержание F-35: "Поддержка новейшего и самого сложного истребителя вооруженных сил станет серьезной проблемой в последующие годы… и, вероятно, будет продолжать подрывать боевую готовность".