Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.
Рар: идея " Европы от Лиссабона до Владивостока" не утратила актуальности
Радио Sputnik Беларусь цитирует его слова в программе на белорусском государственном телеканале ОНТ, где он отметил, что мир плавно уходит от монополярности.
"Последние 25-30 лет Запад и в первую очередь США и Европейский союз фактически руководили глобальной экономикой, поведением государств и построением международных институтов. Сейчас мир становится многополярным, за последние 10 лет появились сильные полюсы. В первую очередь Китай, но и Россия опять воссоздала свою мощь на мировой арене. Также есть Индия, которая желает, чтобы на нее смотрели как на полюс силы в новом мировом порядке", ― сказал Рар.
По его словам, новые полюса силы не хотят, чтобы мир строился только под контролем Запада.
"Отсюда и возникает все больше новых конфликтов, которые как зеркало отразила нынешняя Конференция по безопасности в Мюнхене. Уже есть силы, которые поддерживают идею многополярного мира и предлагают некое новое сотрудничество и новые институты, и есть старый мир, который этому жестоко противостоит", ― пояснил политолог.
Он подчеркнул, что идея "большой Европы от Лиссабона до Владивостока" пока еще не утратила актуальности. К этой концепции в любой момент можно вернуться, если только конфликты между Западом и Россией уйдут на задний план. На будущее Европы сегодня на Западе есть два видения.
"Первая — концепция США, которую поддерживают Польша, прибалтийские государства, Румыния. Она гласит, что нужно встроить Европу в трансатлантический союз от Ванкувера до Донецка. То есть Европа и Украина должны быть вместе с Америкой, а России и Беларуси там, видимо, нет. Есть и вторая концепция, которая противоречит первой. Ее поддерживают элиты в так называемой "старой Европе" — Германии, Франции. Они считают, что нужно выстроить континентальную Европу — общее пространство от Лиссабона до Владивостока или хотя бы от Лиссабона до Урала, чтобы включить туда не только Россию, но и те страны, которые сегодня входят в ОБСЕ, которые подписали Парижскую хартию и тоже являются частью европейской семьи", ― пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что эти две концепции пока борются между собой и еще неясно, какая победит.