Десять лет назад индиец Сандип Бижауат приехал в Кыргызстан учиться на медика. Врачом молодой человек не стал, зато основал музыкальную группу и открыл в столице заведение, где отечественные музыканты исполняют авторские песни.
— Почему вы переехали в Кыргызстан?
— Родители хотели, чтобы я стал медиком. В Индии эта профессия считается очень престижной. Главной целью моего приезда было получение высшего образования, но я всегда знал, что медицина — не мое. Мне хотелось заниматься творчеством, мечтал о Болливуде. Именно поэтому после года жизни в Бишкеке я вернулся на родину. Планировал реализовать себя в Мумбае.
Как вы понимаете, отец и мать не оценили моего порыва. Вскоре я опять прибыл в Бишкек, чтобы получить диплом о высшем медицинском образовании. Мы договорились, что я отдам им диплом и буду заниматься тем, к чему у меня лежит душа, — музыкой и творчеством.
— Сложно было адаптироваться в Бишкеке?
— Я помню, что прилетел сюда в сентябре и было достаточно прохладно. Конечно, нелегко в 17 лет оказаться одному в незнакомом городе. Тогда я совсем не говорил по-русски и не был знаком с людьми, которые говорили бы по-английски.
Сложно было все — купить вещи, доехать на маршрутке или такси до пункта назначения... Это сегодня каждый второй говорит на английском, а 10 лет назад было иначе. В таких условиях адаптируешься быстро — я выучил разговорный русский и немного кыргызский. Конечно, уровень моих знаний скромен, но коммуницировать могу.
Сейчас все проще: найти квартиру приезжим студентам помогают иностранцы, которые давно обосновались в городе. Конечно, не бесплатно, но люди знают, за что платят, и готовы к этому. Кроме того, местные жители, которые зарабатывают на сдаче жилья в аренду, поняли, что иностранные студенты — выгодные клиенты.
Начнем с того, что одна группа студентов приведет к вам еще несколько компаний, готовых снять жилье на длительный срок. К тому же такие квартиранты чаще всего вовремя оплачивают аренду, причем в полном размере. Вдобавок они будут жить в вашей квартире несколько лет, пока не окончат вуз, а значит, вам не придется заморачиваться с поиском новых жильцов.
— Часто поднимается вопрос безопасности иностранцев в Кыргызстане. Студенты рассказывают, что именно поэтому ходят большими компаниями — так спокойнее. Вам доводилось попадать в неприятные ситуации?
— Первое время мне было неспокойно — иногда у незнакомцев появлялись необоснованные претензии. Я даже пару раз дрался. Потом это прекратилось. Мне кажется, я просто изменил отношение к жизни: понял, что ситуации, которые когда-то казались критическими, не стоят моих нервов.
К примеру, если бы я давал интервью в Индии, говорил бы очень громко. Мы, индийцы, любим громко говорить по телефону, по видеосвязи. А здесь так не принято, иностранец может даже получить замечание, что нужно быть тише. Бишкекчан раздражает, когда кто-то говорит слишком громко и нарушает их покой.
— В прошлом году вопрос качества образования для иностранцев стал особенно острым. Речь о ситуации с Пакистаном: большинство вузов КР были внесены в черные и серые списки. Можете оценить уровень подготовки медиков?
— Мой пример не показателен, ведь я изначально не хотел быть медиком. Требовалось просто получить диплом о высшем образовании и отдать его родителям. Они люди старой закалки и верят, что рано или поздно это мне пригодится.
Родные просили меня сдать экзамен, который подтвердил бы медицинскую квалификацию в Индии. Дважды я его провалил. Просто у меня не было интереса: профессия врача — призвание и огромная ответственность, которую я не готов на себя взять.
— Вопрос, который журналисты задают каждому иностранцу: чем похожи жители Кыргызстана и вашей страны?
— У меня на родине любят пышные праздники, здесь они называются тоями. В индийских семьях, как и в кыргызстанских, когда молодые женятся, родители дают дочери приданое. Правда, в Индии эта традиция получила негативный "окрас": близкие девочки должны были отдать очень многое (если не все). Выйдя замуж, девушка покидала отчий дом и не могла заботиться о родителях, когда они состарятся. Многие женщины, зная, что ждут девочку, делали аборт. В какой-то момент ситуация стала настолько критической, что медикам на государственном уровне запретили разглашать информацию о том, кого ждет семья — мальчика или девочку.
Сейчас традиция собирать дочке приданое не несет в себе ничего негативного. Если у родных есть возможность помочь молодой семье, они это делают.
— Вы основали группу Frunze Streeets, расскажите о ней.
— Мне всегда хотелось заниматься музыкой. В Кыргызстане я встретил единомышленников, с которыми реализую свои идеи. Мы пишем музыку и тексты, снимаем клипы.
Помимо того, что у нас есть группа, удалось открыть арт-заведение в Бишкеке. Особенность нашей площадки в том, что мы приглашаем выступать коллективы, которые пишут авторские песни. Ничего не имею против каверов, иногда наши музыканты настолько круто их делают, что песни звучат не хуже оригинала. Однако для меня всегда было важно делать что-то свое, так можно создавать новое, что обязательно заденет слушателя за живое.
— Некоторые музыканты жалуются, что посетители заведений в Бишкеке не любят авторскую музыку, многие до сих пор просят "Despasito"...
— Все зависит от заведения и гостей. Мы специально приглашаем музыкантов, чтобы они играли свою музыку. К нам приходят люди, которые хотят насладиться именно их творчеством. Знаете, при открытии бара я даже не думал, что его концепция настолько понравится клиентам...
За несколько недель удалось собрать около 6 тысяч евро. Я был так счастлив! Деньги собирали всем миром: помогли клиенты, которые любят наш бар, и даже те, кто ни разу не был в Бишкеке. Людям понравилась сама концепция арт-кафе.
Для меня много значит наша группа. А еще мне просто нравится Бишкек, у этого города есть душа. Кроме того, я обожаю наш бар. Люди зря недооценивают Кыргызстан. В Индии у меня есть знакомые, которые в восторге от вашей страны. Они занимаются кинематографом и неоднократно приезжали сюда на съемку проектов. Я помогал им в организации процесса, поиске актеров массовки и прочего. Здешние пейзажи прекрасно вписываются в формат индийского кинематографа. Именно поэтому многие режиссеры из Болливуда хотят работать здесь.
— Насколько трудно иностранцу вести бизнес в Кыргызстане?
— Если честно, я уже давно не считаю себя иностранцем. Знаю, когда и чего именно от меня хотят. Конечно, мне было бы проще вести дела в Индии, но здесь, если знать законы, исправно платить налоги и держать документацию в порядке, можно жить достаточно комфортно.
— Я часто вижу ребят из Индии и Пакистана, которые зимой одеваются очень легко! Почему?
— Честное слово, не знаю. Я стараюсь одеваться по погоде, мне в Кыргызстане очень холодно, особенно зимой. У меня на родине в это время года в среднем +15 градусов, а в Бишкеке может быть –20!