Для обсуждения таких вопросов существует Боаоский азиатский форум (БАФ), проводившийся в Китае в юбилейный 20-й раз. В своем современном виде форум скорее о политике, чем об экономике, хотя первоначально задумывался для поиска путей выхода из "азиатского валютного кризиса" 1997 года, поясняет обозреватель РИА Новости.
На конференции бывают первые лица соседних государств и часто выступает лидер КНР. Вот и сейчас Си Цзиньпин высказал несколько оптимистичных мыслей о будущем мира.
Причин для этой тенденции много. И то, как умело Китай разобрался с пандемией, с учетом того кошмара, который до сих пор творится в Европе и США. И инициатива "Один пояс — один путь", объединившая в сотрудничестве с КНР десятки государств. И состоявшаяся в прошлом году победа страны над бедностью, и многое другое.
Все это хорошо — осталось разобраться, идет ли речь только о Китае или об Азии в целом. Не говоря уже о том, что мы еще с 1980-х годов знали, что грядет "век Азии", — и вот он пришел, но как насчет нас? Сможет ли Азия возглавить во всех смыслах мировое развитие так, чтобы нам это было приятно? Материальные основания для этого есть. В прошлом году Восточная Азия (Китай, Япония, две Кореи и Монголия) вместе прирастили экономику на один процент, тогда как мир в целом упал на 4,3 процента. Но лидерство, да еще и глобальное — это не только экономика.
Давайте посмотрим, что сказал в своем видеообращении к участникам конференции Си Цзиньпин, выбирая из полного текста его речи наиболее интересное именно для внешнего, неазиатского потребителя.
Итак, мир в целом пришел в "жидкое состояние" — везде перемены, нестабильность и неясность, дефицит разумного управления, доверия и безопасности. Но вызовы порождают большие надежды — и вопросы о том, куда дальше идти человечеству.
В такой ситуации нужна атмосфера постоянных консультаций, причем на равных. Нельзя, чтобы одна или несколько стран навязывали свои правила другим.
То есть этот проект может стать образцом интеграции, не утюжащей всех участников до полного выравнивания, а интеграции взаимного принятия реальностей. Простая мысль, и этим хороша.
Революционность данной мысли в том, что в прежние эпохи глобализация развивалась путем конкуренции, мирной, но чаще не очень. Не надо считать войны результатом исключительно экономических споров (борьбы за рынки сбыта или за территории, платящие дань). Как минимум с начала эпохи колониальных завоеваний агрессоры всегда подразумевали, что можно и нужно нести другим народам стиль жизни, культуру, законы и много чего другого — не материального, но делающего там жизнь завоевателя максимально похожей на то, как он жил дома. Местные обитатели должны были в идеале принять все новшества с общей идеей, что им же от этого будет лучше.
Человечество привыкло к данной идее, речь шла разве что о разнице между "жесткой" (в основном военной) и "мягкой" силой держав. Но и та и другая делали все то же самое: вели конкуренцию идеалов жизни, подразумевая, что побежденные в этой конкуренции идеалы и привычки (то есть цивилизации) должны уйти — добровольно или не очень. Останется только один победитель.
То, что может быть как-то иначе, что вместо конкуренции возможно сотрудничество равных, — идея новая. То есть китайскому стилю жизни нет необходимости замещать индийский стиль в самой Индии или где-то еще, а надо просто научиться уважать факт существования множества привычек и традиций самых разных людей.
У азиатских цивилизаций и правда есть опыт сосуществования самых разных общин как минимум в одном городе. Не всегда мирный опыт, но все-таки неплохой — достаточно посмотреть на историю китайской или индийской общины в самых разных странах Юго-Восточной Азии. Но у тех же азиатов есть и неприятная традиция создавать культ коллективности, причем к Китаю это относится в первую очередь. В общем, провозглашать хорошие принципы правильно, а вот воплощать их — это работа. Задание на предстоящую эпоху.