Это уже не первое дело Джимми Лая. По предыдущему обвинению он получил в апреле 14 месяцев тюрьмы. Сейчас последуют обвинения в заговоре с участием иностранных сил, в подстрекательстве к мятежу и сепаратизме. В общем, сидеть — не пересидеть, пишет обозреватель РИА Новости.
Параллельно арестовываются активы олигарха и закрываются его СМИ. Интересно, однако, что долгое время Джимми Лай спонсировал гонконгские протесты практически безнаказанно.
Еще в 2014 году, когда многотысячные толпы студентов устроили движ, вошедший в историю как "революция зонтиков", сторонние наблюдатели, туристы, журналисты изумлялись: кто же платит за весь этот банкет? Инфраструктура "майдана" была устроена просто образцово. Питьевая вода, горячая еда, зарядки для смартфонов, палатки для сна и палатки для переодевания, пресловутые зонтики — все это поставлялось в товарных количествах и раздавалось бесплатно.
"Революцию зонтиков" успешно пресекли, но Джимми Лаю ничего не сделалось. Он остался официальным "смотрящим" по Гонконгу от Вашингтона. Сначала он продолжал протестную деятельность, используя многочисленных прокси. Обычно это были местные студенты — хрупкие юные ботаники обоих полов в огромных очках, которые без устали ратовали за свободные выборы и давали интервью западным СМИ.
Заметим в скобках, что более или менее свободные выборы начались в Гонконге только после объединения с КНР. В его бытность британской колонией ни о какой демократии никто и не мечтал. Начальство просто назначалось английской королевой.
Однако в последние годы Джимми Лай отошел от абстрактной политической риторики в стиле "За нашу и вашу свободу!". Он прямо начал призывать американцев вмешаться в дела Гонконга. Это уже был откровенный сепаратизм.
В июне прошлого года власти спешно приняли закон о национальной безопасности Гонконга. В августе Джимми Лай был арестован вместе с подельниками. Месяц назад он получил первый срок, и его тюремная эпопея, судя по всему, только началась.
Биография этого персонажа весьма любопытна. По официальной легенде, Джимми Лай в детстве голодал, не сумел закончить школу и с 12 лет трудился на гонконгской потогонке за восемь долларов в месяц. Из этих заработков он умудрился к 24 годам накопить столько, что ему хватило на покупку своей первой фабрики.
В 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь на футболках производства Лая появились портреты протестующих. В ответ китайские власти закрыли магазины гонконгского предпринимателя на территории КНР.
В 1990-х олигарх подался в массмедиа, вложив 100 миллионов долларов в создание газеты Apple Daily. Таблоид появился еще до передачи Гонконга КНР и нес откровенно антикитайскую повестку. Одновременно он публиковал разнообразные "сливы", компрометирующие китайских чиновников и бизнес-конкурентов самого Лая.
"Сливы" были на уровне "а вот такого-то силовика видели выходящим из массажного салона". Антикитайская риторика раздувала все мифы, придуманные в Лондоне и Вашингтоне: например, до недавнего времени COVID-19 в газете называли исключительно "уханьским вирусом". Регулярно сеялись какие-то безумные слухи — например, о том, что китайские власти будут отнимать участки у землевладельцев.
Надо сказать, местных жителей это "Эхо Гонконга" изрядно раздражало. Они не раз писали петиции к властям, требуя закрыть Apple Daily. Однако Гонконг был витриной свободного предпринимательства и свободной прессы, и СМИ Лая продолжали свою деятельность.
В случае с Джимми Лаем власти КНР едва не угодили в ловушку, подстерегающую сегодня любую преуспевающую современную страну. Желаете развиваться, выходить на мировой рынок, жить все лучше и потреблять все более изощренно — тогда открывайте границы, глобализируйтесь. Присягайте на верность американским партнерам, ведь именно они держат мировой рынок. Разрешайте откровенно антигосударственные СМИ и не вздумайте бороться с протестами. Не сопротивляйтесь "майданам". Меняйте суверенитет на стеклянные бусы.
Десятилетиями Гонконг был для китайцев "окном в мир" — финансовым, торговым, информационным. Без него экономика Китая не могла бы развиваться такими сказочными темпами. Гонконг был международной витриной КНР, а Джимми Лай был витриной свободы слова, свободы протестов, вот этого вот всего.
У него целых пять гражданств, в том числе Великобритании и Тайваня. Его дети от первого и второго браков — кстати, он усердно оберегал их от участия в гонконгских протестах и на демонстрации никогда не пускал — живут в Англии и США. Вторая жена Лая большую часть жизни провела во Франции. Благодаря ее влиянию миллиардер перешел в католичество и полюбил французскую культуру.
Лай крепко дружил с последним британским губернатором Гонконга Крисом Паттеном. Он регулярно встречался с Майком Помпео, Нэнси Пелоси и прочими американскими элитариями. Его главным симпатизантом в Гонконге является бывший кардинал города и антикоммунист со стажем Иосиф Чэнь Жи-цзюнь.
Весь этот интернационал десятилетиями пользовал Джимми Лая как своего агента. Полностью подконтрольный им олигарх продвигал интересы "западных партнеров" и уверенно вел Гонконг к прямому конфликту с Пекином. А китайское государство отслеживало этот процесс, разрываясь между необходимостью встраиваться в глобальную экономику и обеспечивать свой суверенитет и целостность территории. В конце концов выбор был сделан в пользу суверенитета, и "олигарх-революционер" присел на нары.
Абсолютное большинство жителей Гонконга вздохнули с облегчением. Для миллионов из них студенческая буза была бесконечной головной болью — замирал бизнес, не приезжали туристы, блокировался транспорт — и все ради того, по сути, чтобы сдать процветающий город "западным партнерам".
Подобные истории, как мы знаем, не раз происходили и на постсоветском пространстве. Так что опыт китайских товарищей может оказаться весьма поучительным.