Июль 2020 года обнажил в нашей стране так много проблем, что последствия мы разгребаем до сих пор. Даже те, у кого были деньги и связи, не могли найти место в больнице, клексан или гепарин.
Айбек — обычный житель Бишкека, работает в нескольких местах, чтобы обеспечить близких. Работа вполне легальная, но легкие (как всем кажется) доходы вызывают провокационные разговоры за его спиной.
В начале прошлого лета в Кыргызстан из-за границы приехала давняя подруга Айбека, всучила ему чемодан и спросила:
— А чего так много? Тут на небольшое село хватит.
— Надо. Скоро Айка прилетит с таким же чемоданом.
— Понятно. Начнешь торговать, когда всем будет нужно? Прибыльно.
До приезда приятельницы из Москвы Айбек перевел обеим женщинам по тысяче долларов и попросил купить на все деньги клексан. В то время препарат еще не требовался каждому третьему бишкекчанину, но сведущие люди предвещали его дефицит. Кстати, до ажиотажа клексан можно было найти только в одной аптечной сети, и стоил он около 5 тысяч сомов. В России пачку антикоагулянта продавали за 3-4 тысячи сомов.
В то же время в мессенджерах появились группы, где одни продавали, а другие скупали клексан. Кто-то отдавал препарат почти даром — спасать им было уже некого. Некоторые же пытались заработать на чужом горе. "Ты, наверное, уже миллионер, Айба", — шутили подруги.
Мужчина не объяснял, куда дел два чемодана с клексаном, но подозрения в том, что он стал перекупщиком, периодически "прилетали", учитывая, что Айбек мониторил чаты, где люди умоляли продать лекарство.
И вот в группу пришло очередное сообщение с мольбой о помощи. Айбек позвонил просящему и предложил свои услуги.
— Я за любые деньги куплю! Срочно нужна пачка лекарства, — ответил собеседник.
Они встретились через полчаса. К Айбеку подъехал мужчина на новом Lexus, увидев пачку клексана, потянулся за барсеткой, чтобы достать деньги.
— Сколько? Двадцать тысяч хватит? Я все аптеки объехал — лекарства нет. Даже у перекупщиков его нет, только завтра привезут, а мне нужно сегодня.
— Забирайте так.
— Что?
— Вот клексан. Вам нужно — берите.
— Но… Я… Вы…
Так стало известно, что все привезенные упаковки клексана Айбек отдавал тем, кто не мог найти или купить лекарство за большие деньги. Иногда мужчина продавал препарат, но по той же цене, по которой его покупали в Москве — чуть меньше 2 тысяч сомов.
P. S. Историю Айбека мне рассказал коллега. Сам мужчина от интервью отказался.