Кому и зачем нужны военные базы в Средней Азии? Обзор

© Sputnik / Владимир Пирогов / Перейти в фотобанкЦентр транзитных перевозок ВВС США на базе "Манас"
Центр транзитных перевозок ВВС США на базе Манас - Sputnik Кыргызстан, 1920, 29.05.2021
Подписаться
В Средней Азии и вокруг нее продолжаются дискуссии о перспективах создания в регионе американских баз. Эксперт попытался разобраться, какой от этого прок самим среднеазиатским государствам.

С горем пополам продолжается вывод войск западной коалиции из Афганистана. Он завершится 11 сентября, но американцы уже заявили, что не хотели бы далеко отводить своих солдат. Поэтому регулярно появляются публикации о том, что США скоро договорятся с одной из центральноазиатских стран. С Таджикистаном (используя сложное экономическое положение республики), Кыргызстаном (где активно работают западные НКО), Узбекистаном (идущим по пути нейтралитета) или Казахстаном.

И местные, и российские официальные лица такие перспективы отрицают. "Наши контакты с таджикскими и узбекскими партнерами говорят о том, что, во-первых, официального обращения к ним не было. Во-вторых, они дали понять, что это невозможно. Потому особо противодействовать нам и не приходится", — заявил директор 2-го департамента Азии МИД РФ Залмай Кабулов и посоветовал "особо не волноваться на этот счет".

Государства региона не чувствуют себя в полной безопасности — на их суверенитет покушаются "зеленый интернационал" в лице исламских террористов, афганские боевики, а также в перспективе (как думают многие) Китай. Некоторые представители местных элит сомневаются в надежности российских гарантий. Страны Центральной Азии (даже самые богатые из них) испытывают дефицит средств, а американцы, как известно, могут быть весьма щедрыми. Эти три проблемы действительно существуют. Вот только размещение американских баз их не решает.

Солдаты армии США. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 12.05.2021
Будет плохо или очень плохо — почему Пентагону нет места в Центральной Азии
Без сомнения, среднеазиатские государства внимательно отслеживают ситуацию на границе Армении — члена ОДКБ — и Азербайджана. Для них это своего рода тест на дееспособность ОДКБ (а точнее, на способность защищать территории стран-участниц). Да, это тест с национальной спецификой — странное поведение армянских властей, не желающих защищать свою территорию, является стоппером для любых внешних сил по выполнению взятых на себя обязательств, однако других тестов пока нет. И если кризис на армяно-азербайджанской границе не завершится, в Средней Азии усилятся голоса тех, кто будет говорить о ненадежности российских гарантий и о том, что нужно срочно искать других партнеров. Например, американцев.

Американцы и порядок

Однако проблема в том, что США не приносят мир и безопасность туда, куда приходят. Тем более если речь о Средней Азии. Ведь Вашингтону (в отличие от Москвы) не нужны стабильность и безопасность в регионе — Соединенные Штаты ставят своей целью максимальную дестабилизацию среднеазиатского пространства, чтобы с этой помощью создать проблемы для России и Китая (учитывая, что через Среднюю Азию КНР отправляет свои товары на Запад, из нее получает энергоресурсы и она к тому же граничит с неспокойным китайским Синьцзяном).

При этом все понимают, что дестабилизировать обстановку можно разными способами. Как при помощи "ручных крокодильчиков" в лице исламских радикалов (у американцев долгая история заигрывания с подобными силами — представители группировки "Исламское государство"* не дадут соврать), так и при помощи майдана, совершенного молодежью с "перепрошитыми" мозгами. При этом американцы не могут дать никаких гарантий того, что оборонное сотрудничество будет проходить без их вмешательства во внутренние дела партнеров и попыток научить местных граждан "жить правильно".

Именно поэтому сегодня у Средней Азии есть только одна формула обеспечения безопасности: меньше американцев, больше русских (никто другой не готов, не способен или не хочет защищать регион) и еще больше двустороннего сотрудничества.

Сами с усами

С последним до недавнего времени были серьезные проблемы — пограничные и иные разногласия между государствами региона мешали им работать вместе и создавали конфликтные ситуации буквально на ровном месте. Однако сейчас власти наконец-то поняли, что все республики Средней Азии находятся в стеклянном доме — одном-единственном, другого у них нет. Поэтому они как сами, так и под патронатом России начали формировать в регионе единые пространства.

Истребитель военно-воздушной силы США. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 13.05.2021
Пентагон изучает варианты размещения баз в ЦА после ухода из Афганистана
К примеру, завершаются переговоры между Казахстаном и Узбекистаном о создании аналога Шенгена — так называемой "визы Шелкового пути", которая позволит иностранцам при получении единственной визы путешествовать по обеим республикам. Если проект будет реализован успешно, к нему, возможно, присоединится и Кыргызстан. И польза от этого "Шенгена" — опять же, если проект будет реализован успешно — отнюдь не только в туризме. Формат единой визы потребует, а значит, и повлечет за собой углубление сотрудничества по линии спецслужб, больший объем передаваемой друг другу информации (включая создание единых баз данных), а также совместные экономические программы. Как известно, углубление интеграции и взаимозависимости является лучшим лекарством для понижения уровня конфликтности и недопущения инцидентов, аналогичных пограничному конфликту между Таджикистаном и Кыргызстаном. И никаких американцев для этого не нужно.

* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран.

Лента новостей
0