Это максимальное значение за всю историю наблюдений. С начала месяца цена выросла на 2,21 процента, а с мая — примерно на 5 процентов. Чем объясняется такое увеличение и следует ли странам ЕАЭС опасаться роста цен, Sputnik узнал у экспертов.
— С чем связан рост стоимости дизтоплива, если, по данным Минэнерго РФ, объем предложения на внутреннем рынке сегодня в два раза превышает объем потребления?
Дмитрий Коптев, член экспертного совета Института развития технологий топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК):
В марте Совет федерации выдвинул дельное предложение — сделать план-график ремонтов на НПЗ общедоступным. Сейчас это документ для служебного пользования, и те же трейдеры не имеют возможности планировать собственные закупки с открытыми глазами. Инициатива интересная.
В то же время 2021 год имеет свою специфику. Прежде всего это очень быстрый рост нефтяных цен. Напомню, с начала года сорт Brent подорожал с 50 почти до 75 долларов за баррель, то есть в полтора раза. В сочетании со слабым рублем это повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком.
— Грозит ли такой рост стоимости топлива очередным повышением цен на другие товары, ведь стоимость их доставки теперь, кажется, неизбежно возрастет? Как скажется рост цен на конечных покупателях?
Дмитрий Коптев, член экспертного совета ИРТТЭК:
— Разумеется, любые издержки бизнеса, в том числе логистические, в итоге ложатся на потребителя. Рост будет. Чтобы сказать, насколько именно, нужно смотреть на контракты транспортных компаний со своими клиентами. Обычно там заложен коридор цен на топливо. Если цена остается внутри этого коридора, тарифы транспортников не меняются. Если выходит за границы — пересматриваются в ту или иную сторону.
Правительство РФ уже дало понять, что готово пойти на крайние меры ради сохранения стабильности топливного рынка. В числе предложенных мер — запрет на экспорт и даже заморозка цен, чего мы не видели с 2018 года. Пока дело ограничивается словесными интервенциями, если они не помогут, дойдет и до реальных ограничений.
— Что ждет страны ЕАЭС, топливный рынок которых традиционно зависит от цен в России? Стоит ли государствам союза готовиться к росту цен на топливо?
Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина:
Но, по большому счету, только российский рынок находится под серьезным давлением, поскольку у нас чистый netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства. — Ред.), то есть экспортный паритет. Цена, которая действительно имеет существенное влияние от международного рынка на внутренний. В странах ЕАЭС такого нет.
Поэтому каких-то серьезных катаклизмов для государств ЕАЭС — даже с высокими ценами на нефть и нефтепродукты — я не вижу, поскольку там достаточно много сдерживающих механизмов и регулирование цен.