На оружейной выставке МАКС-2021, которая открывается 20 июля, государственная корпорация "Ростех" предлагает зарубежным партнерам принципиально новый истребитель, который может перевернуть систему мировых стандартов и "обнулить" состояние авиапрома ведущих стран Запада.
Легкий многоцелевой истребитель 5-го поколения компании "Сухой" обещает стать сенсацией авиасалона. Накануне "Ростех" впервые опубликовал интригующие видео и фото: показал контуры нового самолета, элементы приборной панели. Интересно, что первой демонстрационной "целью" легкого истребителя стал иностранный боевой корабль, очертаниями сходный с британским эсминцем Defender. Премьера легкого истребителя состоится в день открытия МАКС-2021 в подмосковном Жуковском — 20 июля.
Ранее стало известно, что первый российский однодвигательный легкий тактический истребитель обладает сверхзвуковой скоростью (более 2 Махов), сверхманевренностью, малой радиолокационной заметностью, имеет взлетную массу до 18 тонн и улучшенные взлетно-посадочные характеристики за счет отклоняемого вектора тяги двигателя (тяговооруженность не менее единицы).
Новая машина в значительной степени ориентирована на экспортный рынок, в демо-ролике заметны представители Аргентины, Вьетнама, ОАЭ, Индии. Россия и ОАЭ четыре года назад подписали соглашение, которым предусмотрена разработка легкого истребителя — открытой платформы, на которой возможна реализация машины любого поколения, начиная с пятого.
Вероятно, в перспективе многоцелевой одномоторный самолет заинтересует многие страны мира, включая СНГ, как бюджетная альтернатива тяжелому истребителю Су-57, не говоря уже о совершенно "сыром" F-35 американского производства. Интерес зарубежных конкурентов к принципиально новой машине "Сухого" поистине огромен, и его подогревает счетчик времени "до сенсации" на специальном сайте "Ростеха". В Жуковском присутствуют более 120 делегаций из 65 стран.
Рождение легенды
Технические характеристики новейшего истребителя полностью не раскрываются, однако о многом говорят специалистам даже известные "штрихи к портрету": низкая заметность в различных диапазонах, высокая тяговооруженность, значительная боевая нагрузка, передовой комплекс авиационных средств поражения, пилотируемая и беспилотная версии.
Предположительно, с появлением в войсках пилотируемых ударных самолетов и их беспилотных клонов изменятся стратегия и тактика боевой авиации. Пилотируемый истребитель будет атаковать в составе группы аналогичных по конфигурации дронов с постоянным обменом информацией между летательными аппаратами. Крейсерская сверхзвуковая скорость позволит быстро наращивать количество боевых самолетов на опасном направлении. При сближении с противником применение оружия будет упреждающим и непрерывным, что сведет к минимуму вероятность ответного удара.
Одномоторные истребители — меньшинство среди производимых в мире боевых самолетов и спроектированы так, чтобы сделать производство дешевле, а потребности в обслуживании и эксплуатационные расходы ниже, чем у двухмоторных машин. Ожидается, что новый российский истребитель будет ориентирован на экспортные рынки, где его ведущими конкурентами будут американский F-35A и китайский J-10C. Потенциальными экспортерами новейшей машины "Сухого" на Западе считают Беларусь, Египет, Иран, Индию.
Запад не догонит
Методика дистанционной оценки зачехленного самолета не может быть до конца объективной, и все же специализированное издание The Drive отмечает сбалансированный подход российских конструкторов к затратам и эффекту малозаметности – основной акцент на "невидимость" сделан в самой важной, лобовой проекции (подобный принцип используют в разработках Китая, Турции, Южной Кореи, с которыми "Сухому" предстоит конкурировать на рынке). Издание также "видит" дополнительные отсеки для ракет "воздух — воздух" малой дальности, расположенные перед основными стойками шасси — по аналогии с конструкцией Су-57.
Аналитическое издание The National Interest сравнивает энерговооруженность нового "Сухого" (масса 18 тонн и крейсерская скорость 2 Маха) с американскими стелс-машинами F-22 (20 тонн и крейсерская 1, 8 Маха) и F-35 (13 тонн и 1,6 Маха — не более 60 секунд). Сравнение не в пользу технологий США. Управление вектором тяги российского истребителя позволяет пилоту ориентировать тягу реактивного двигателя вне зависимости от траектории движения, и это еще одно значительное преимущество в ближнем бою (даже у F-22 тяга регулируется лишь по вертикальной оси). Американцы явно озабочены превосходством новейшего российского однодвигательного истребителя — боевым и коммерческим.